Компетенция Арбитражного суда при обжаловании не нормативного акта

Возлагая на антимонопольные органы задачу по защите конкуренции, нормы антимонопольного законодательства наделяют ФАС России и его территориальные органы правом принимать большое количество актов, призванных обеспечить соблюдение субъектами антимонопольных отношений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Издание данных актов неизбежно затрагивает, а иногда и нарушает, права и законные интересы лиц, которым они адресованы. Универсальным и общепризнанным способом защиты данных прав является судебный способ защиты .

В соответствии с установленными правилами подведомственности (в отсутствие предусмотренной Конституцией РФ системы административного производства) рассмотрение споров, связанных с оспариванием ненормативных правовых актов антимонопольного органа осуществляется арбитражными судами.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом само по себе право на обращение в арбитражный суд с требованием о признании того или иного акта антимонопольного органа недействительным, вовсе не гарантирует того, что соответствующее заявление лица будет рассмотрено и по нему судом будет принято решение. Другим словами, право на предъявление иска еще не есть право на его рассмотрение и, тем более, удовлетворение.

  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, процессуальный Закон предусматривает возможность оспаривания только тех актов антимонопольного органа, которые затрагивают права и законные интересы лица в сфере предпринимательской деятельности, и на возможность судебного оспаривания которых прямо указывает федеральный закон.

Несмотря на то, что круг ненормативных правовых актов, принимаемых антимонопольными органами при осуществлении своих полномочий, крайне широк, Федеральный закон от 26.07.

2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции»), прямо предусматривает возможность судебного оспаривания только решений и предписаний, принимаемых антимонопольным органом при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства (статья 52), а также при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (статья 18.1.).

Во всех остальных случаях требуется установить, что оспариваемый акт антимонопольного органа не только не соответствует закону, но и может повлечь для лица, обратившегося за судебной защитой, нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

В противном случае, если суд установит, что оспариваемый акт не может повлечь нарушение прав и законных интересов заявителя, то на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ он прекратит производство по делу ввиду того, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

  • На практике такие положения законодательства приводят к многочисленным спорам относительно возможности судебного оспаривания тех или иных актов, принимаемых антимонопольным органом.
  • Так, в отношении актов, принимаемых антимонопольным органом при проведении проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, – приказов, актов о результатах проверок, судебная практика выработала устойчивый подход о невозможности их судебного оспаривания.
  • Отказывая в праве на судебное оспаривание данных актов, суды исходят из того, что данные акты не являются ненормативными, так как не содержат обязательных для исполнения предписаний, не устанавливают прав и не возлагают каких-либо обязанностей, а также не является обязательными для исполнения.
  • Аналогичный подход сформировался и в отношении процессуальных актов, принимаемых антимонопольным органом при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, приказов и определений.
  • В ряде случаев, применительно к «новым» институтам антимонопольного законодательства – предостережениям и предупреждениям, выдаваемым антимонопольным органом в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства и пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, судебная практика еще только в стадии формирования.

Так, некоторые суды исходят из того, что предупреждение не обладает признаками ненормативного правового акта и потому не может быть оспорено в судебном порядке .

В обоснование этого суды ссылаются на то, что предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности, невыполнение предупреждения не влечет каких-либо негативных последствий для лица, которому оно выдано, поскольку является лишь основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, то есть издания приказа о возбуждении дела и вынесения определения о назначении дела к рассмотрению, которые, в свою очередь, также не влекут каких-либо либо негативных последствий и не могут быть обжалованы.

Ряд судов, напротив, исходит из того, что судебное оспаривание предупреждения возможно.

По их мнению, предупреждение возлагает определенные обязанности на лицо, которому оно выдано, в случае невыполнения которых антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, при том, что выполнение предупреждения означает признание факта совершения лицом нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, отвечая на вопрос о возможности судебного оспаривания того или иного акта антимонопольного органа, суды в каждом конкретном случае исследуют вопрос о возможности негативного влияния оспариваемого акта на права и законные интересы лица его оспаривающего.

Вместе с тем, согласно статье 46 Конституции РФ судебная защита прав и свобод гарантируется. Согласно части 2 этой статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Несложно заметить, что данная норма не ставит возможность оспаривания акта государственного органа в зависимость от того, нарушает ли данный акт права и законные интересы лица. По смыслу данной нормы обжалованию подлежат любые действия государственного органа.

Кроме того, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах согласно статье 2 АПК РФ является защита не только нарушенных, но и оспариваемых прав. Такая формулировка процессуального закона представляется далеко не случайной.

Большинство актов антимонопольного органа в той или иной степени дают оценку тем или иным действиям лица на товарном рынке, то есть фактически не только объясняют ему его права, но оказывают определенное воздействие на его поведение на товарном рынке.

Получив соответствующий акт антимонопольного органа, лицо будет стоять перед выбором: руководствоваться данным актом при осуществлении коммерческой деятельности или нет.

При этом в последнем случае такое лицо будет нести риск того, что антимонопольный орган может признать его деятельность незаконной, либо произвести в отношении такого субъекта действия, основанные на принятом ранее акте (например, возбудить антимонопольное дело и, в дальнейшем привлечь к административной ответственности).

Соответственно, представляется вполне обоснованным, чтобы в таком случае вопрос о наличии у хозяйствующего субъекта права на определенное поведение разрешался судом. Иное означало бы отказ в судебной защите и приводило бы к нарушению статьи 46 Конституции РФ .

  1. Отдельного внимания заслуживает вопрос о процедуре досудебного административного обжалования ненормативных актов, принимаемых антимонопольными органами.
  2. В настоящее время возможность административного обжалования ненормативных актов антимонопольных органов крайне ограниченна и предусмотрена только в отношении принимаемых территориальными органами ФАС России постановлений о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности.
  3. Вместе с тем, введение механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц видится одним из приоритетных направлений административной реформы  и уже успело успешно себя зарекомендовать в сфере налоговых правоотношений, где привело к уменьшению большого количества несложных и однотипных споров, способствовало разгрузке судебной системы, способствовало снижению конфликтности в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Конечно, нельзя отрицать, что судебный порядок защиты по сравнению с порядком административным, является более эффективным способом защиты своих прав.

Читайте также:  Можно ли служить в полиции без службы в армии?

Не последнюю очередь это обусловлено не свойственной антимонопольному законодательству более строгой процессуальной регламентацией, наделением лица, оспаривающего акт государственного органа должным объемом процессуальных прав и гарантий, позволяющих успешно отстаивать свои интересы.

С другой стороны, к очевидным достоинствам административного порядка урегулирования споров можно отнести упрощенную процедуру подачи и рассмотрения жалобы, сокращенные сроки ее рассмотрения при относительно небольших затратах.

При этом, конечно, следует учитывать, что органы власти не всегда склонны пересматривать свои решения, могут иметь место волокита, попытки уйти от ответственности, ложное понимание чести мундира, которые могут затруднить и искусственно оттянуть реализацию права на судебную защиту.

Рассматривая вопрос о введении процедуры обязательного административного обжалования ненормативных актов антимонопольных органов, нельзя забывать и о специфике споров, связанных с применением норм Закона о защите конкуренции, предполагающих глубокий экономический анализ обоснованности оспариваемого акта, а не только формально-юридический. Указанное требование обусловлено тем, что вопреки традиционно высокой для российской правовой системы степени правовой определенности норм, Закон о защите конкуренции «переполнен» экономической терминологией, требующей экономического подхода при рассмотрении антимонопольных дел.

  • С учетом указанной специфики антимонопольных споров, возможность досудебного обжалования актов территориальных антимонопольных органов со стороны ФАС России, располагающей наиболее полной информацией о состоянии конкуренции в Российской Федерации и на отдельных товарных рынках, о практиках хозяйствующих субъектов, приводящих к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, способствовала бы повышению качества принимаемых территориальными органами решений, их экономической обоснованности, единообразию правоприменения и снизила бы количество решений антимонопольных органов, отменяемых арбитражными судами, что привело бы к снижению нагрузки на суды и расширению возможностей для обеспечения доступности правосудия, своевременного рассмотрения дел.
  • Конечно, обязательный досудебный порядок урегулирования антимонопольных споров потребует соответствующего правового регулирования: создания в структуре ФАС России соответствующего внутреннего органа (например, апелляционной коллегии); определения категории споров, по которым досудебный порядок оспаривания актов антимонопольных органов будет возможен или даже обязателен; определения порядка подачи и рассмотрения жалоб хозяйствующих субъектов; определения процессуальных прав и гарантий для заявителя такой жалобы: недопустимости «поворота к худшему» (ухудшения положения подателя жалобы по сравнению с тем, которое было создано обжалуемым актом); установления требований, предъявляемых к форме и содержанию жалобы; разрешения вопроса о приостанавливающем действии жалобы в случае если оспариваемый акт предписывает заявителю жалобы совершить те или иные действия (с возможным наделением такими полномочиями органа, рассматривающего жалобу).
  • В конечном счете, это приведет к повышения ответственности территориальных антимонопольных органов при принятии актов, затрагивающих права и интересы хозяйствующих субъектов, и будет способствовать эффективному восстановлению нарушенных прав хозяйствующих субъектов.

Порядок обжалования нормативных и ненормативных правовох актов

  • Порядок обжалования нормативных и ненормативных правовох актов
  • Оспаривание нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
  •   В соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

  Административное Исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. По данным делам не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

  1.   При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном суде общей юрисдикции, в Верховном Суде РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.
  2.   Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.
  3.   К административному исковому заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.
  4.   По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца, принятие иных мер предварительной защиты не допускается.
  5.   Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом с участием прокурора в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом РФ в течение трех месяцев со дня его подачи.
  6.   При рассмотрении административного дела суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, он не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и выясняет обстоятельства в полном объеме.
  7.   Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования административным ответчиком не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу.
  8.   Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не может служить основанием для прекращения производства по этому делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
  9.   Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.
  10.   Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 — 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 КАС РФ.

  Суд также вправе прекратить производство в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца; лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

  По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: либо об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.

  В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться со дня принятия решения или иной определяемойс судом даты.

Не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

  •   Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
  •   Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.
  • Оспаривание решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, должностных лиц, муниципальных служащих

В соответствии с КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), органа государственной власти органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

  Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, оно может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Читайте также:  Выселение из приватизированной квартиры: я, моя сестра, мать и отец прописаны в малосемейке

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

  1.   Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ.
  2.   К административному исковому заявлению прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
  3.   Состав лиц, участвующих в деле, определяется в соответствии с правилами главы 4 КАС РФ с учетом того, что к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, муниципальный служащий.
  4.   Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (Глава 22 КАС РФ).

Суд прекращает производство по административному делу, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 КАС РФ. Суд также вправе прекратить производство, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, административные дела данной категории рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом РФ в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Указанные сроки могут быть продлены.

При рассмотрении административного дела, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и выясняет обстоятельства в полном объеме.

  • Суд может признать необходимым опубликование решения суда по указанному административному делу.
  • По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: либо об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.
  • Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам статьи 186 КАС РФ, а приводится в исполнение по правилам статьи 187 КАС РФ.
  • В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
  • В случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица.
  • Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть обжаловано по общим правилам, установленным КАС РФ.
  • Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц
  • Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями главы 24 АПК РФ.
  • Производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
  • Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в срок может быть продлен.

  1. При рассмотрении дел арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  2. Обязанность доказывания соответствия, законности, наличия полномочий по данной категории дел возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
  3. Арбитражный суд по правилам главы 20 АПК РФ принимает одно из следующих решений о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, либо об отказе в удовлетворении заявленного требования.
  4. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
  5. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ростовской области

Защита прокурором государственных и общественных интересов в арбитражном суде путем обращения с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

Одной из главных задач участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов, которая осуществляется посредством реализации полномочий, предусмотренных ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст.

198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  • Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Правом на обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд субъекта обладают только прокуроры субъектов либо их заместители, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители.
  • При этом предъявление прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, является недопустимым.
Читайте также:  Приватизация квартиры: мой сын сидит в тюрьме, имеет ли он право участвовать в приватизации квартиры

Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта начинается со дня издания такого акта.

Пропущенный прокурором срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

На всех стадиях арбитражного процесса прокурор определяет свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, последовательно отстаивает ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов

Дела по данной категории дел рассматриваются ар­битражным судом по общим правилам искового производства, пре­дусмотренным АПК, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК.

Ненормативный правовой акт — это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (на­пример, решение налогового органа о привлечении к ответст­венности; предписание антимонопольного органа; уведомле­ние органа федерального казначейства и т.д.).

Не­Нормативный акт может быть выражен не только в видеотдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в пись­ме или выражаться в иной форме.

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он ад­ресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить Налог, пени, Штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только ли­цом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены при­нятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осущ-ния предпринимательской и иной экономической дея­тельности.

Законодательством может быть введено правило об обязатель­ном предварительном внесудебном обжаловании ненормативного акта.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о при­знании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и на­рушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. В заяв­лении должно быть изложено требование о признании недействи­тельным ненормативного правового акта или о признании незакон­ными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.

Граждане, не зарегистрированные в качестве индивиду­альных предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, по заявлению гражданина о призна­нии недействительным решения об отказе в государственной регист­рации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

Законодателем предусмотрен 3-месячный срок для подачи заяв­ления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен ФЗ. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважи­тельных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК).

Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию и фор­ме (ст. 125 АПК), а также приложениям к нему (ст. 126 АПК) заявле­ние должно соответствовать требованиям, указанным в ст. 199 АПК.

Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принима­ется арбитражным судом к производству, о чем выносится соответст­вующее определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (ст. 128,129 АПК). После приня­тия заявления к производству судьей производятся действия по под­готовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК).

  • Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, ре­шений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публич­ные полномочия, должностных лиц:
  • • данная категория дел рассматривается судьей единолично, ар­битражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК);
  • • срок рассмотрения — не более 3 месяцев с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к су­дебному разбирательству и принятие решения по делу, если ФЗ не установлен иной срок. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя срок рассмотрения — не более 10 дней;

дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судеб­ного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязатель­ной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку предста­вителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должно­стных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству (ст. 127 АПК).

Неявка указан­ных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, пре­дусмотренном гл. 11 АПК.

• при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспа­риваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (без­действие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, ре­шение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспа­риваемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) (соответствие их закону, наличие полномочий и ос­нований для их принятия, совершения), возлагается на соответству­ющие орган или лицо. Арбитражный суд может истребовать назван­ные доказательства по собственной инициативе.

По результатам рассмотрения суд принимает решение по прави­лам, установленным гл. 20 АПК.

Требования к форме и содержанию решения содержаться в ст. 201 АПК.

Решениепо данной категории дел подлежит немедленному ис­полнению, если иной срок не установлен арбитражным судом (ст. 182 АПК). Признанный недействительным ненормативный правовой акт (его отдельные положения) со дня принятия решения арбитражного суда не подлежит применению.

Решение по данной категории дел вступает в законную силу и мо­жет быть обжаловано в общем порядке (ст. 259,276 АПК).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *