Оценка ситуации: представьте, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

Федеральное
Собрание
– это парламент Российской Федерации, который
является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух
палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Давайте
с вами рассмотрим структуру и полномочия Государственной думы, основываясь на 5
главе Конституции Российской Федерации.

Государственная
дума Федерального собрания Российской Федерации

– это нижняя палата Федерального собрания Федерации. Высший представительный и
законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации.

Оценка ситуации: представьте, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная
Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов
депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

  • Депутатом
    Государственной Думы может быть:
  • · избран
    Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в
    выборах;
  • · постоянно
    проживающий в Российской Федерации;
  • · не
    имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного
    документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
    Федерации на территории иностранного государства.
  • Депутатам
    Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается
    открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности
    в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской
    Федерации.

Одно
и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и
депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть
также депутатом иных представительных органов государственной власти и органов
местного самоуправления.

Депутаты
Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут
находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты
Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их
полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме
случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру,
за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для
обеспечения безопасности других людей.

Вопрос
о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора
Российской Федерации Государственной Думе.

Государственная
Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент
Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого
срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту
депутат.

С
момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия
Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Государственная
Дума проводит свои заседания в главном здании на ул. Охотный Ряд в Москве.

Если
вы захотите самостоятельно понаблюдать за заседанием Государственной Думы, это
тоже можно сделать онлайн, для этого достаточно зайти на сайт Государственной
Думы и пройти по ссылкам «видеоматериалы» или «прямая трансляция» и выбрать
любое прямое включение из зала государственной думы или посмотреть его в записи.

Оценка ситуации: представьте, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

  1. Государственная
    Дума и Совет Федерации заседают раздельно, но палаты могут и собираться
    совместно, например, для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.
  2. Государственная
    Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его
    заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Государственная
    Дума вправе образовывать комитеты и комиссии, которые проводят по вопросам
    своего ведения парламентские слушания, принять свой регламент и решать вопросы
    внутреннего распорядка своей деятельности.
  4. На заседаниях комитетов и комиссии ведётся работа по
    подготовке заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим
    на рассмотрение Государственной Думы, и их предварительное рассмотрение.
  5. Комитеты,
    комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях
    принимаются комитетами, комиссиями раздельно.
  6. Для
    осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и
    Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности
    которой определяются федеральным законом.
  7. К
    ведению Государственной Думы относятся:
  8. · утверждение
    по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;
  9. · утверждение
    по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей
    Председателя Правительства и федеральных министров, за исключением федеральных
    министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних
    дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и
    ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  10. · решение
    вопроса о доверии Правительству;
  11. · заслушивание
    ежегодных отчётов Правительства о результатах его деятельности, в том числе по
    вопросам, поставленным Государственной Думой;
  12. · назначение
    на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
  13. · заслушивание
    ежегодных отчётов Центрального банка;
  14. · назначение
    на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной
    палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты по представлению
    Президента;
  15. · объявление
    амнистии;
  16. · выдвижение
    обвинения против Президента в целях отрешения его от должности или против Президента,
    прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его
    неприкосновенности;
  17. · назначение
    на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,
    действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
  18. Уполномоченным
    по правам человека может быть:
  19. · гражданин
    Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации;
  20. · не
    имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительства или иного
    документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
    Федерации на территории иностранного государства.
  21. Уполномоченному
    по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается
    открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности
    в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской
    Федерации.

Федеральное Собрание

  • Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются, в Конституции Российской Федерации в специальном разделе — «Федеральное Собрание».
  • Федеральное Собрание (парламент нашей страны) представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти.
  • Федеральное Собрание — самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству.
  • Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации — в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы.

Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты — федеральные законы — не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом.

  1. Законодательный орган — парламент России — вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией, он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.
  2. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру:
  3. состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
  4. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации.
  5. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.
  6. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации.
  7. Вторая палата Федерального Собрания — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения РФ в целом.
  8. Часть 2 статьи 95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации — избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания.
  9. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ –
  10. по одному от законодательного и
  11. исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
  12. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации.
  13. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
  14. Более широкий количественный состав Государственной Думы позволяет ей образовывать значительное число депутатских комитетов и комиссий, охватывающих основные направления внутренней и внешней политики.
  • Государственная Дума избирается сроком на пять лет (ранее Конституцией был установлен четырехлетний срок).
  • Вызывает вопросы «разведение» сроков полномочий Президента и Думы.
  • Одной из причин такого «разведения» сроков законодатель указывает цель
  • «развести» избирательные кампании и не держать наше население, экономику, страну целый год в состоянии избирательных гонок.
  • Также это повысит статус законодательного органа.

До сих пор выборы в Государственную Думу воспринимались как репетиция перед президентскими. Теперь это исключено.

  1. С другой стороны, синхронность выборов придавала устойчивость и рациональность политической системе.
  2. Одновременно приходил новый Президент, новое Правительство и новая Государственная Дума.
  3. «Разведение» сроков полномочий может привести к так называемой разделенной демократии, варианту, при котором Президент и Государственная Дума будут представлять разные политические силы.

Данное положение Конституции в части срока полномочий применяется в отношении Государственной Думы, которая избрана после вступления в силу федерального закона от 30 декабря 2008 г.(№ 6-ФКЗ) «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Читайте также:  Как насчитать неустойку: можно ли предъявить 2 требования по уплате неустойки - за нарушение срока устранения

Согласно ФЗ от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

Оценка ситуации: представьте, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

  • членом Совета Федерации может быть избран (назначен)
  • гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
  • Член Совета Федерации — представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается
  • законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах — на срок полномочий палаты), а
  • при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
  • Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.
  • Порядок выборов депутатов Государственной Думы регулируется

Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  1. Этот Закон установил пропорциональную избирательную систему, в соответствии с которой

Задачи по конституционному праву

Задачи 
по конституционному праву

  1. Председатель  Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации  направил для опубликования  в «Российскую  газету» федеральный  конституционный  закон, федеральный  закон (по которому Федеральное  Собрание преодолело вето Президента РФ), Постановление Государственной  Думы. Правомерны ли эти действия? Какие  акты направляет на опубликование Председатель Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президент  Российской Федерации?

 

     Действия 
Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 
правомерны только в части направления 
для опубликования в «Российской 
газете» постановления Государственной 
Думы. В остальном его действия не правомерны, так как в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.06.

1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»  Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем. 

     

  1. В связи с резким ростом цен на зерно  и мясопродукты в  Краснодарском крае и Волгоградской  области был запрещён вывоз указанной  продукции с территорий указанных субъектов. Дайте конституционную  оценку данной ситуации.

 

     В данном случае были нарушены условия 
конкуренции и свободы предпринимательской 
деятельности, юридическое равенство 
субъектов (гражданского) торгового 
оборота. Положения нормативного акта запрещающего вывоз продукции за территорию субъектов  противоречили 
п. 1 ст.

8 Конституции РФ (В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности) и п. 3 ст.

1 ГК РФ ( Товары, Услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей), в соответствии с которыми в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств, свобода экономической деятельности

  1. Суд Э-ской области приговорил П. к пяти годам лишения свободы. На основании данного приговора П. на время пребывания в исправительно-трудовом учреждении был лишён права на получение  пенсии по возрасту.  Правомерно ли П. лишён права на получение пенсии?

 

     Лишение права П. на получение пенсии не правомерно.

     На 
основании Статьи 7  Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Тема 11

Весной
2002 г. Государственная Дума РФ приняла ФЗ  «О передаче Федеративной Республике Германия
витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе)
в г. Франкфурт-на-Одере, перемещенных в Союз ССР
в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном
Эрмитаже». Основанием для принятия этого Закона послужили нормы подп. 2
ст. 8, п. 1 ст.

 10, п. 2 ст. 18 Федерального закона от
15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных
в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся
на территории РФ ». Правительство РФ обратилось в Конституционный
Суд РФ с запросом о конституционности указанных положений Закона
1998 г.

, утверждая, что вопросы передачи объектов, находящихся
в настоящее время в государственной собственности РФ , т. е.
вопросы распоряжения государственной собственностью, составляют полномочие
органов исполнительной власти и не могут регулироваться законом. Принятие
такого Закона нарушает принцип разделения властей, закрепленный
в ст.

 10 Конституции РФ, а также противоречит п. «г»
ч. 1 ст. 114 Конституции РФ.

В
представленных возражениях Государственной Думы РФ было заявлено, что
Конституция РФ, в отличие от некоторых конституций зарубежных стран
(например, Конституции Пятой Французской Республики), не устанавливает
исчерпывающей компетенции парламента и не определяет, какие вопросы могут
регулироваться путем принятия законов. Следовательно, законом может быть
урегулирован любой вопрос.

Кроме того, в данном случае не может быть
нарушения принципа разделения властей, так как закон — акт высшей
юридической силы — в отличие от актов парламента, выражает волю не
одного законодательного органа. В его принятии участвуют
и Правительство (обладая правом законодательной инициативы и давая
обязательные заключения на финансовые законопроекты), и Президент (путем
подписания законов).

Какое решение
должен принять Конституционный Суд РФ?

Проблема: пределы
полномочий парламента,

Так как основной
функцией Парламента является нормотворчество, то есть Парламент имеет право принять
Акт по любому вопросу при условии, что он не нарушают положения КРФ и ФКЗ,
который он посчитает необходимым. Закон это Нормативный акт, высшей юридической
силы.

Принимается по любым вопросам, по которым гос-ва может вообще
осуществлять правовое регулирование. Самостоятельно принимая решения, какие
законы будут издаваться.

Таким образом, он принимает законы от лица гос-ва, тем
самым выступая ключевым органом в система гос органов в части нормотворчества.

 В данной задаче ГД
приняла закон о передаче культурных ценностей, устанавливая специальных
механизм, согласно которому будет осуществлять данная передача. Законодатель
может регламентировать порядок, механизмы, условия, процедуры управления
собственностью.

Он может устанавливать рамки, правила для деятельности
исполнительной власти. То есть действия по нормативному регулированию –
это прерогатива законодательной власти, а распорядительные действия принадлежат
исполнительной власти в силу своей природы.

Поэтому Парламент  не может сам реализовывать исполнительно-распорядительные
полномочия
. Это будет противоречить принципу разделения властей.

  • Но так как в задаче он
    лишь устанавливает механизмы, то никакого противоречия принципу разделения
    властей тут не усматривается.
  • ЕФИМЕНКО:
  • Два ФЗ, один из них о
    передаче витражей, второй о перемещении культурных ценностей.

Правительство
обращается в КС о конституционности положений ФЗ 1998 о перемещенных культурных
ценностей. Почему оспаривают?

Проблема в
разграничении компетенции, пределах полномочий зак и исп власти по отношению
друг к другу.

ФЗ о перемещении
культурных ценностей — для передачи каждой такой ценности нужно принимать
специальный закон — суть процедуры. Он предписал, что делать с культурными
ценностями, то есть появилась возможность принимать законы о передачи
конкретных культурных объектов — осуществление Парламентом распорядительных
полномочий.

Законопроект вносится Правительством,
то есть запускает данный механизм. ГД не может произвольно издать закон, без
инициативы Правительства. Стало быть, Правительство инициирует принятие такого
исключительного закона. Тем самым обеспечивается повышенный контроль за этими
культурными ценностями.

Закон устанавливает,
закрепляет механизм, рамки, лишь устанавливает как, в каких пределах действует
исполнительный орган (нормативное регулирование). Исполнительная власть будет
принимать конкретные решения и конкретные действия. Таким образом, законодатель
мог принять такой закон.

КС ПОСТАНОВЛЕНИЕ 1999:Принятие спец ФЗ
требовалось в отношении каждой культурной ценности, тем самым допускалось
неоправданное вторжение в текущую деятельность органов исполнительной власти по
управлению федеральным имуществом. То есть когда законодатель полностью
пытается подменить собою в каких то сферах исполнительную власть, он
неоправданного вторгается – нарушает принцип разделения властей (когда
занимается вопросами ненормативного характера).

Но при этом

ФС вправе установить
основания и порядок отчуждения, в частности критерии и порядок отнесения ценностей,
к таким ценностям, которые обладают особой ценностью и тем самым быть предметом
для отчуждения на основании специального ФЗ.

Исключительные неповторимые
ценности можно передавать только на основании спец ФЗ, а в отношении остальных
ценностей пусть Правительство осуществляет свои исполнительно-распорядительные
полномочия.

По сути законодатель мог установить такой порядок принятия
перемещения культурных ценностей (обеспечивает повышенный контроль данной
передачи, больше гарантий, что такие исключительные ценности не будут
утрачены).

  1. Теперь два порядка передачи культурных ценностей:
  2. ·        
    Общий – культурные ценности передаются на
    основании акта Правительства
  3. ·        
    Специальный — для уникальных культурных
    ценностей, для исключительных случаев, когда возможно принятия специального ФЗ

Ненормативные законы –
когда в законе нет норм права, когда законом утверждаются границы между
муниципальными образованиями и тд. Это связано, наверное, с тем, что кроме
законов у парламента нет другого акта, который он мог бы применить.

19 апреля
2002 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект
Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека». Выступая
перед журналистами, лидер фракции КПРФ в Государственной Думе
Г. А. Зюганов заявил, что его фракция намерена обжаловать
постановление Государственной Думы о принятии закона в третьем чтении в связи с
нарушением процедуры его принятия.

Читайте также:  Выселение из приватизированной квартиры: я, моя сестра, мать и отец прописаны в малосемейке

Каким образом
оформляется принятие закона палатой парламента? Какое место в правовой системе РФ
 занимает постановление Государственной Думы РФ о принятии закона? Может
ли оно быть предметом обжалования? Мотивируйте ответ.

Закон — акт,
принимаемый от имени всего гос-ва в целом, закон не издается от имени
законодательного органа. В отличие от закона постановление акта парламента это
реализация полномочий отдельной Палаты. Когда ГД принимает какой то закон в
первом, 2 чтении это оформляется путем Постановлений ГД.

постановление гос. думы о принятии
законов в 3 чтении это не равнозначно принятию закона это постановление
фиксирует, результаты работы ГД, что они приняли законопроект в 3 чтениях и
готовы передать его в СФ. Законопроект будет считаться принятым законом только
тогда когда он пройдет, все стадии и будет подписан президентом.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного субъекта законодательного процесса

Скрябина, А. В. Проблемы деятельности Государственной Думы как основного субъекта законодательного процесса / А. В. Скрябина.

— Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/13966/ (дата обращения: 14.03.2022).



В настоящее время Россия испытывает жесткое давление со стороны ЕС, США и других стран. Введение антироссийских санкций направлены на ослабление российской экономики и для изменения позиции России по самым крупным и значимым международным вопросам.

В связи со сложившейся ситуацией международного характера вокруг Российской Федерации — в России как никогда необходима четкая опора, и этой опорой является законодательная база внутри страны, ее Правовая система, позволяющая эффективно обеспечивать правопорядок в обществе.

Проводимые в России политические и экономические реформы потребовали интенсивного законотворчества, и становится, очевидно насколько важен сам процесс создания закона, выработка первоначального законопроекта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона адаптироваться в уже существующей правовой системе, экономические основы его существования и реальной возможности применения будущего закона на практике.

Согласно статье 94 Конституции РФ [1] представительным и законодательным органом РФ является парламент РФ — Федеральное Собрание. Федеральное Собрание, как гласит пункт 1 статьи 99 Конституции РФ, является постоянно действующим органом.

Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли.

Наряду с законодательной функцией органы законодательной власти выполняют иные важные функции, а именно: финансовую (утверждает государственный бюджет); распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и судебных органов; контроль за деятельностью исполнительной власти.

Законодательная власть имеет представительный характер, то есть формируется посредством выборов. Как правило, высший орган законодательной власти называется парламент.

Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат: 1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации. Основная их функция — осуществление функции общефедерального законодателя — принятие федеральных законов.

Статус нижней палаты обеспечивается тем, что Государственная Дума, во-первых, выражает интерес народного представительства, поскольку избирается непосредственно народом; во-вторых, законодательный процесс начинается с Государственной Думы, поскольку законопроекты вносятся в Государственную Думу, тогда как Совет Федерации работает с уже принятыми Государственной Думой законами и даже когда сам Совет Федерации выступает субъектом права законодатель-ной инициативы, то свой законопроект Совет Федерации вносит опять-таки в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Законодательный процесс является формой реализации правовой политики. В конституции Российской Федерации, определено, что законотворчество является основной функцией Федерального Собрания.

Но законотворчество все — таки следует рассматривать шире.

Перед рассмотрением закона в Федеральном Собрании государственные органы, общественные объединения, научные учреждения проводят комплекс работ по подготовке документа.

Федеральный законодательный процесс представляет собой упорядоченную процедуру по созданию (принятию), изменению или отмене федеральных законодательных актов.

До сих пор нет четко выраженной до конца проработанной процедуры законотворчества, что в конечном итоге ведет иногда к некачественному принятию нормативных правовых актов.

Система работы по организации законодательного процесса имеет алгоритмическую структуру. Традиционно считается, что укрупненно схема принятия закона следующая: разработка законодательной инициативы, внесение законодательной инициативы в парламент, рассмотрение в парламенте, подписание закона Президентом РФ и доведение его до граждан.

В практической плоскости интересен алгоритм подготовки законодательных инициатив, который был бы защищен от воздействия негативных факторов, влияющих на качественную его отработку. В первую очередь необходимо исключить человеческий фактор (синдром единого мнения начальника), коррупционную составляющую и ошибки юридической техники.

Таким образом, необходимо применить комплекс специальных средств правовой политики. В первую очередь должен быть проведен правовой мониторинг интересующей области правового регулирования, которую необходимо либо изменить, либо регламентировать.

Определить цели законопроекта, при этом на основе глубокого научного анализа выявить коллизии, не эффективные места существующего законодательства. Определить критерии, по которым можно оценить результат работы над проектом закона.

Обобщить зарубежную практику и имеющийся передовой опыт регионального и муниципального законодательства. Провести работу с экспертным сообществом, работающим в практической плоскости. Смоделировать ситуации, которые происходят при существующем положении дел. Создать варианты нормативных актов и обосновать их.

На основе созданных нормативных актов, смоделировать уже проработанные ситуации и выявить «узкие» места этих проектов. Далее проводится экспертная оценка проектов и выбор наиболее приемлемого варианта.

Разработанный вариант нормативного правового акта должен пройти обсуждение у широкого круга заинтересованных лиц. К работе должны быть привлечены институты гражданского общества, а если нужно, то и население права которого затрагиваются в этом нормативном акте.

Выработанный законопроект должен в качестве законодательной инициативы быть передан в Федеральное Собрание. Для этого вырабатывается окончательный текст проекта закона и подготавливается соответствующая сопроводительная документация. На этом этапе, на основе выработанных критериев целесообразности разработки документа, проект принимается в работу.

Профильный комитет Государственной Думы, сопровождая проект документа, должен производить контроль внесения в него поправок.

Если по формальным признакам проект не отклонен, в том числе не является он аналогичным уже принятому закону в первом чтении, то необходимо проводить три вида экспертиз: правовую, лингвистическую и научную.

На этой стадии, эксперты должны дать оценку специалистам, изначально работающим над этим законопроектом. Также законопроект должен рассматриваться Общественной Палатой.

В случае успешного рассмотрения и принятия законопроекта Федеральным Собранием и подписание Президентом РФ, первоначальный разработчик должен получить оценку своей работы.

Если его проект, подвергся значительным изменениям, то здесь возможны три варианта: непрофессиональный поход разработчика к проекту, проведение аналогичной процедуры подготовки документа другой инстанцией, имеющей большие возможности и изменение документами имеющимся лобби.

Анализ результатов реализации законодательной инициативы, должен быть осуществлен профессионально, на основе всестороннего изучения ситуации в регламентированной области, должна быть дана экспертная оценка работе всех должностных лиц, участвующих в работе над проектом закона

Процедура правотворчества должна быть четко регламентирована и не позволять изменять закон вне мнения экспертных групп.

Таким образом, механизм нормотворчества является важнейшей формой осуществления правовой политики. Без действующей системы управления правовой политикой, невозможно и управлять процессом нормотворчества. Системность этого процесса важнейший Залог улучшения правовой жизни общества.

В целом в настоящее время, законодательный процесс в Российской Федерации имеет достаточно прочную и хорошую правовую основу. Однако необходимо и дальше работать над совершенствованием существующей правовой системы.

Так, Объединенная Комиссия по координации законодательной деятельности, под руководством председателя Объединенной комиссии Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рыжковым В. А.

провела достаточно эффективную работу по проведению дискуссий целью которых, являлось усовершенствование законодательного процесса, спорных административных вопросов.

Вклад, вносимый Объединенной Комиссией по координации законодательной деятельности, оказался бесценен для Российской Федерации.

Тем не менее, в правовой системе существуют и серьезные недостатки.

В нашей правовой системе имеется огромное количество нормативных правовых актов, что на первый взгляд неплохо, ведь чем больше юридических документов, тем больше разрешаются те или иные процессуально значимые ситуации.

Однако при тщательнейшем изучении нормативных правовых актов можно обнаружить серьезные недостатки, неопределенность, и даже двоякость в применении нормы, так называемые «дыры» и «пробелы», расплывчатость нормы, коллизий права в законодательстве образуют неэффективность возложенных на него ожиданий, а также принимает негативные последствия.

Также имеет место нарушения процедуры подготовки законопроектов. Некомпетентность, халатность, отсутствие специальных знаний и навыков у законодательных органов также не улучшают качество принимаемого закона.

Бесспорно, все недостатки нельзя искоренить мгновенно, однако необходимо стремиться к совершенствованию законодательного процесса.

Читайте также:  Регистрация ООО: можно ли использовать слово Международный при регистрации ООО пример ООО Международная

Порой, вместо принятия необдуманного нового закона, следует тщательнейшим образом заново проработать уже существующие законы и нормативные правовые акты, а также строжайшим образом следить за деятельностью комитетов, в свою очередь рассматривающих и дающих заключения по принимаемому закону, чтобы ни в коем случае правовую базу не попал некачественных закон.

На всех этапах развития Парламента РФ особое внимание научным сообществом и законодателями уделялось процедуре легитимации принимаемых им государственных решений.

Легитимность принятия государственных управленческих решений выступает не просто как теоретическая проблема, но как сущностная составляющая современной действительности.

На практике чем более требовательна система легитимации в аспекте порядка принятия государственных решений, тем выше политические и административные усилия должностных лиц представляющих государственную власть по оптимизации публично-властной деятельности [3].

В госдуме оценили вероятность отказа европы от российских энергоносителей

Европейские страны в теории могут отказаться от российских угля и нефти и импортировать их из других стран в несколько раз дороже, однако отказ от газа из РФ крайне маловероятен. Об этом в понедельник, 14 марта, заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских.

«Как мне кажется, всё, что делает Америка, идет в ущерб не только России, но и Европе, причем это происходит целенаправленно. Это касается всех [американских] санкций, больше всех страдают именно европейские страны. Всё целенаправленно идет к тому, чтобы максимально плохо было и Европе», — подчеркнул он.

По словам политика, в теории европейские страны, конечно, могут отказаться от российских энергоносителей, к примеру, импортируя уголь из Австралии, а нефть — из ОАЭ, однако это будет в разы дороже, к тому же с квотами, поскольку добыча нефти предельна.

«Но отказаться от российского газа, особенно до 2030 года, в принципе невозможно. Если будет закупаться дорогущий сжиженный природный газ, надо создать терминалы, которые его принимают, построить заводы. Всё это невозможно строить одновременно, это длительный процесс, и отказаться от российского газа в перспективе семи-десяти лет крайне маловероятно», — указал Ананских.

Кроме того, депутат призвал европейские государства подумать и оценить, что в дальнейшем могут сделать Соединенные Штаты и кому будет нанесен больший вред и ущерб — России или Европе. По мнению политика, в последнее время всё это делается для того, чтобы привести европейские государства к экономическому краху.

Накануне аналитики рассказали, что цены фьючерсов на газ в Европе нестабильны и сложны в прогнозировании, но могут побить рекордный показатель в $4 тыс. за 1 тыс. куб. м уже в ближайшее время. 7 марта цены на газ в Европе впервые в истории превысили $3 тыс. за 1 тыс. куб. м. Тогда котировки остановились на уровне в $3892.

Ранее, 11 марта, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что к середине мая будет представлен план по ликвидации зависимости ЕС от российских энергоресурсов к 2027 году. Канцлер ФРГ Олаф Шольц по итогам неформального саммита Евросоюза в Версале рассказал о планах альянса поскорее сократить зависимость от поставок энергоресурсов из третьих стран, в том числе из России.

8 марта США ввели запрет на весь импорт российских энергоносителей. При этом президент США Джо Байден отметил, что Вашингтон понимает, что союзники в Европе не смогут присоединиться к запрету, но отметил стремление и дальше обсуждать с ними такую возможность.

Экономические и политические санкции против России были введены странами Запада после того, как 24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале операции по защите мирного населения в Донбассе. Как тогда уточнил представитель Кремля Дмитрий Песков, спецоперация преследует две цели — демилитаризации и денацификации Украины.

По его словам, оба эти аспекта представляют угрозу для российского государства и народа. Также российская сторона подчеркивала, что не вынашивает планы по оккупации Украины, а удары ведутся только по военной инфраструктуре ВСУ.

Больше актуальных видео и подробностей о ситуации в Донбассе смотрите на телеканале «Известия».

Правовое регулирование управления

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли.

Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить.

Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности.

Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *