Моральный ущерб: служащий ТОСа Территориальное Общественное Самоуправление требовал от меня взятку

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПОСЕЛКА ГОРОДОК МО ТОВАРКОВСКОЕ

Территориальное общественное самоуправление пос. Городок начало свою деятельность в 2012 году. За пять лет работы активисты ТОС успешно проводят различного рода мероприятия с целью улучшить качество жизни на своей территории. ТОС пос.

Городок стал победителем третьего этапа ежегодного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление Тульской области».

Награжден Дипломом участника конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление Тульской области» за 3 место в номинации «Формирование комфортной среды проживания, благоустройство и озеленение придомовых территорий» и малыми архитектурными формами (детской игровой площадкой).

В 2013 году участники ТОС стали победителями третьего этапа ежегодного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление Тульской области».

Награждены Дипломом участника конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление Тульской области» за 1 место в номинации «Социальная поддержка жителей, организация досуговой работы по месту жительства, в том числе работа с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, формирование здорового образа жизни» и сертификатом на получение ценного приза в виде детской площадки.

В 2014 году приняли участие в реализации социально-значимых проектов. На конкурс были представлены два проекта «Чистота души в культуре» и «Живая вода». Стали победителями по проекту «Чистота души в культуре» и получили сертификат на денежный приз в размере 150000 рублей.

В 2012 году ТОС награжден Дипломом главы муниципального образования Товарковское Богородицкого района «За победу в конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление» в номинации «Формирование комфортной среды проживания, благоустройства и озеленение придомовых территорий».

Благодарственным письмом главы муниципального образования Товарковское Богородицкого района «За активное участие в проведении работ по замене водопровода в пос.Городок».

Благодарственным письмом губернатора Тульской области В.С.Груздева «За высокий профессионализм, инициативность и личный вклад в организацию деятельности ТОС».

В 2016 году награжден Грамотой администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района «За плодотворное сотрудничество в реализации проекта «Народный бюджет-2015».

В 2013 году выполнены работы по замене подводящего трубопровода холодного водоснабжения на водонапорной башне на сумму 99,9тыс.руб. Приобретен и установлен глубинный насос марки ЭЦВ8 -25-110. Ранее на средства жителей мы заменили 2км трубопровода холодного водоснабжения.

На этом мы не остановились и в 2014 году приняли участие в реализации социально-значимого проекта «Живая вода», потому что сохранение водных объектов, а также экосистем, влияющих на процессы воспроизводства питьевой воды – это наша основная задача. Без чистой воды нет жизни, а качество глубинных вод, артезианской воды зависит от поверхностных вод, родников, рек, прудов.

Мы благоустроили родник на территории поселка. На средства, полученные от реализации социально-значимых проектов были выполнены работы по очистке от ила и грязи водоема в центре поселка. В этом же году членами ТОС была подготовлена заявка на участие в проекте «Народный бюджет 2015» с целью очистки водоема.

Наша заявка победила и в 2015 году выполнены работы по очистке пруда и благоустройство подъездных путей на сумму 699, 29 тыс.руб. В 2016 году планируется выполнить мероприятия по благоустройству береговой полосы пруда.

Таким образом, участвуя в различных конкурсах, проектах в Тульской области на протяжении многих лет жители планомерно двигаются вперед, благодаря чему и достигли значительных результатов.

На их терриории не возникает аварийных ситуаций на системе централизованного водоснабжения (все объекты водоснабжения полностью заменены), выполнено благоустройство единственного родника, общими усилиями сохраняется водный объект в центре поселка.

В рамках проекта «Народный бюджет — 2015» частично отсыпана щебнем дорога вдоль поселка.

В зимний период дорога в населенном пункте очищалась по договорам администрации с организациями дорожной отрасли, однако не всегда после снежных заносов сразу выделяют технику, и Совету ТОС приходится решать самостоятельно вопрос очистки дорог от снега. Черных Сергей, выполняющий функции заместителя председателя ТОС пос.Городок, осуществляет расчистку дорог на личном тракторе.

Не менее важным направлением деятельности является организация и проведение работ по благоустройству и санитарному содержанию территории.

В целях пресечения нарушений Правил благоустройства и санитарного содержания территории, проводится работа по разъяснению и составлению предписаний со сроком устранения замечаний хозяевам домовладений.

Огромное значение придается разъяснительной работе по соблюдению Правил благоустройства и санитарного содержания территории на собраниях жителей, проводимых с привлечением работников администрации поселения. Так, за отчетный период мероприятия по благоустройству рассматривались на четырех собраниях членов ТОС.

Предупредительные меры в значительной степени помогают содержать территорию в удовлетворительном состоянии. Жители все принимают активное участие в уборке придомовых территорий, мест общего пользования. Все жители постоянно принимают активное участие в субботниках, месячниках санитарной очистки.

Совместно с органами местного самоуправления и правительством Тульской области удалось установить две игровые площадки, две спортивные площадки, а также сцену для проведения культурно-массовых мероприятий.

По мнению местных жителей и гостей, Городок, несомненно, является самым благоустроенным населенным пунктом муниципального образования Товарковское Богородицкого района.

Следует отметить, что участие населения в ежегодном конкурсе «Лучшая усадьба» стимулирует жителей и уже без напоминаний все стараются благоустроить территорию вблизи своих домовладений. Жители, активно принимавшие участие в конкурсе и работах по благоустройству награждались памятными подарками и Благодарственными письмами.       

Деятельность ТОС пос. Городок ориентирована на организацию досуга детей, подростков, осуществление культурного, духовно-нравственного воспитания, формирование нравственных ценностей, активной жизненной позиции. На территории ТОС отсутствуют учреждения культуры.

Жители самостоятельно решают вопросы досуга детей, подростков и всех жителей поселка, организовывают такие праздники, как День поселка, Новый год, Масленицу, День пожилого человека, День матери, День защиты детей и другие.

Мероприятия проводятся на средства членов ТОС и иногда на средства спонсоров.

Благодаря совместным усилиям Совета ТОС и органов местного самоуправления созданы благоприятные условия для развития нравственной культуры, формирования активной жизненной позиции при организации досуга детей, подростков и всех граждан. Благодаря жителям поселка организованы кружки по вязанию, существует коллектив художественной самодеятельности, работают спортивные секции по футболу и волейболу.

В области пожарной безопасности и охраны правопорядка достигнуто совершенство. Члены территориального общественного самоуправления участвуют в ежегодных проводимых администрацией занятиях по пожарной безопасности. Совет ТОС организовывает беседы с жителями о пожарной безопасности (о невнимательности при сжигании сухой травы, мусора, и т.

д.), разносит при подворном обходе памятки на темы «Предупреждение пожаров и возгораний от электрического освещения и бытовых приборов», «Шалость детей с огнем», «Пожарная безопасность дома», «Если в доме пожар».

В целях осуществления общественного контроля пожарной безопасность проводили работу по разъяснению среди населения о необходимости выявления лиц, осуществляющих поджог сухой растительности и пресечение их деятельности.

В результате мероприятий, проводимых совместно с органами местного самоуправления и отделом надзорной деятельности по Богородицкому и Куркинскому районам, за прошедший год на территории поселка не возникало чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами.

Общественный порядок в поселке поддерживается в основном благодаря ответственности и сознательности самих жителей. У нас просто отсутствуют злостные нарушители.

Но во время общественных мероприятий, когда большое скопление народа, группа людей из членов ТОС в обязательном порядке несет ответственность за охрану общественного порядка.

Совет ТОС активно взаимодействует с участковым уполномоченным капитаном полиции Четверговым Александром, который постоянно присутствует на социально значимых мероприятиях.

Вся деятельность территориального общественного самоуправления осуществляется в соответствии с ежегодным планом работы, который утверждается собранием граждан. Взаимодействуя со средствами массовой информации, Совет ТОС информирует членов ТОС и всех жителей о проделанной работе, что также позволяет обмениваться опытом с другими ТОС Тульской области.

Моральный ущерб: служащий ТОСа Территориальное Общественное Самоуправление требовал от меня взяткуМоральный ущерб: служащий ТОСа Территориальное Общественное Самоуправление требовал от меня взяткуМоральный ущерб: служащий ТОСа Территориальное Общественное Самоуправление требовал от меня взяткуМоральный ущерб: служащий ТОСа Территориальное Общественное Самоуправление требовал от меня взяткуМоральный ущерб: служащий ТОСа Территориальное Общественное Самоуправление требовал от меня взятку

Кому тос не товарищ

Информация о материале 14 марта 2010

По мнению ряда экспертов-правозащитников, создание и деятельность органов территориального общественного самоуправления (ТОС) открывает перед инициативными гражданами достаточно большие перспективы для реализации их жизненных интересов.

Но это теоретически, на практике организованные по инициативе самих жителей ТОСы (не путать с ТОСами, создаваемыми управляющими компаниями) становятся «зубной болью» как для администрации города, так и тем более для управляющих компаний, привыкших к круглогодичному «окучиванию» собственников жилья и богатым «коммунальным урожаям».

Наш собеседник, председатель ТОС «Сосновый бор» и полномочный представитель собственников домов 21а и 22а на бульваре Рябикова Любовь Кокоурова решительно недовольна работой Западного управления жилищно-коммунальными системами, в ведомстве которого находится «Сосновый бор».

В чём причина конфликта? Почему вопросы жителей вызывают у руководства УК раздражение? Кому и зачем нужна была реформа ЖКХ? В этом разбирался корреспондент «НК».

Читайте также:  Как правильно оформить договор купли-продажи квартиры?

Кому ТОС не товарищ?

Моральный ущерб: служащий ТОСа Территориальное Общественное Самоуправление требовал от меня взятку

— Когда мы заключали Договор, — говорит Любовь Кокоурова, — мы думали, в первую очередь, о защите интересов собственников. Поэтому и вписали в него важные для нас моменты. В частности, мы хотели, чтобы финансовые отчёты о выполненных работах, которые компания будет нам представлять, были сделаны по определённой форме. Мы хотели знать, на что уходят наши деньги.

Как рассказывает Любовь Николаевна, первый год сосуществования ТОС с УК прошёл относительно неплохо. Первый генеральный директор ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» Зуев Илья Александрович всё понимал и действовал, исходя из заключённого договора. Но скоро он сменился, и начались проблемы.

— Приходит очередной новый управляющий, – делится наболевшим Любовь Николаевна. – Спрашивает — а вы кто? А вы с чем к нам пришли? Вы же раньше в домоуправлении никаких отчётов не просили? А мы отвечаем: так это раньше были домоуправления, а теперь управляющие компании.

Доходит до смешного – мы пишем заявление депутату Александру Воронину, чтобы он помог нам разобраться с самим собой в качестве директора управляющей компании ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами».

Зачем нам такие депутаты и управляющие, да ещё в одном лице, которые в своей структуре не разбираются? Или не хотят? Надо отметить, что ТОС — уже вторая по счёту организация, которую формируют жители домов 21а и 22а для защиты своих интересов по придомовой территории. Первое время у них была просто инициативная группа.

Однако на контакт «отцы города» шли плохо и даже сказали, что вот если бы у них был ТОС, то с ними бы и разговаривали по-другому. Они взяли — и организовали. Однако заметных перемен с той стороны не видно и теперь. — Жильцы берут на себя ответственность, но финансовых рычагов у нас никаких нет, — говорит Любовь Кокоурова.

– Хоть мы и пытаемся отвечать за всё – выбираем полномочных представителей собственников, вникаем в проблемы, пытаемся строить отношения.

Но в итоге выясняется, что управляющая компания и не собирается сотрудничать! Самая главная проблема, с которой столкнулись в ТОСе «Сосновый бор», — это отчёты и акты выполненных работ, из которых невозможно понять, на что расходуются деньги жителей.

По закону, управляющая компания должна отчитаться перед собственниками за прошлый год и обосновать повышение тарифов по статьям «Текущий ремонт» и «Содержание» на следующий год, объяснив, для чего это нужно. Однако со стороны ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» в отношении ТОС «Сосновый бор» это не было сделано ни разу.

Возникает вопрос — почему? Может, им есть что скрывать? — Круговая порука! Никто не хочет разбираться и вникать в существующую проблему! — возмущается Любовь Николаевна. – Мы уже и в прокуратуру обращались, и в отдел по защите прав потребителей. Конечно, тарифы для муниципального жилья устанавливает город. Но когда собственники сами определили способ управления МКД (многоквартирным домом), выбрав УК, полномочных представителей и заключив свой Договор, — в таком случае только собственники решают – сколько и за что платить УК по статьям: «Содержание» и «Текущий ремонт». Финансовый отчёт за 2008 и 2009 годы вопреки условиям договора УК не представлен до сих пор, а на все накопившиеся претензии члены совета ТОС ответов не получают. При этом цены за содержание и ремонт домов в Западной управляющей компании повышают. В прошлом году — на 18,2 процента, а в январе текущего года – на 10,2 процента. Незаконно!

Где выгода?

— А вы знаете, сколько долгов по квартплате на этих домах? – задаёт встречный вопрос Наталья Короткова, начальник отделения «Синюшина гора» ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами». — В доме 21а – 2 миллиона 183 тысячи 67 рублей. В доме 22а – 3 миллиона 744 тысячи 542 рубля. То есть шесть миллионов на два дома. Представляете, какая это сумма, и что можно на неё сделать? При этом Наталья Короткова соглашается с тем, что собирать квартплату с жильцов – это задача управляющей компании. И долги по квартплате не освобождают компанию от выполнения условий договора с ТОС «Сосновый бор». — Однако на что нам содержать дома? – продолжает Наталья Анатольевна. — Вот приходит к нам квартплата – мы должны рассчитаться за тепло, за горячую и холодную воду. Здесь же и строка за содержание дома: на оплату дворников, сантехников, уборщиков и так далее. Качественный ремонт подъезда в 9-этажном доме обходится недёшево — в 70-80 тысяч, а ведь есть ещё и каждодневные работы! В противовес ТОСу «Сосновый бор» Наталья Короткова приводит другой ТОС, который действует на территории ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами». Это — ТОС «Синюшина гора», в который входит 54 многоэтажных дома. — С представителями этого ТОСа у нас отличные отношения, – говорит Наталья Анатольевна, — мне вообще приятно с ними работать. Они никогда не идут на конфликт, и мне даже хочется им во всём помогать. Однако, ТОС «Синюшина гора» появился только осенью 2009 года, и его члены, по всей видимости, просто не успели столкнуться со всеми проблемами. Это опасение подтверждает и председатель ТОС «Синюшина гора» Светлана Таборова: — Наши люди тоже задают такие вопросы. Но наш ТОС родился недавно, и сейчас мы ждём конца февраля, поскольку именно в феврале на всех подъездах вывешиваются финансовые отчёты. Там всё должно быть расписано – каждая строка, каждая копейка. Вот тогда мы и увидим, куда ушли наши деньги. — К тому же, — добавляет Наталья Короткова, — ремонт любого подъезда начинают только после согласия собственников ТОС. Жильцы в обязательном порядке расписываются в своём согласии еще до начала работ. А то, что после – уже формальность. Законом вообще не предусмотрено, чтобы подписывались акты уже о выполненных работах. Вот так! Получается, что Закон вроде один, а понимают его все по-разному. — Управляющие компании вообще хотели плевать на законы! — восклицает при этом Любовь Кокоурова. – Для чего всё же реформа ЖКХ была? Для того, чтобы людям жилось лучше! Теперь за всё отвечать должны собственники, и мы не побоялись взять на себя ответственность. Всё, что нужно было по закону, – сделали. И если мы заказываем работы по ремонту дома, то рассчитываем на определённую сумму. Ну, не можем мы позволить себе тратить на ремонт и содержание дома миллионы! Однако в результате, мы получаем совсем не то, что заказывали. Более того, в 2009 году полномочные представители собственников вообще не согласовывали, не заказывали и не подписывали никакие виды ремонтных работ. Вместо смет и актов о проделанных работах – какие-то долги? А куда ушли наши деньги? Контролирующие властные органы на все наши заявления, претензии и прочее отвечают рекомендациями: либо сменить УК, либо создать ТСЖ, либо… обратиться в суд. А исполнять свои прямые обязанности — контроль государства над ЖКХ – не собираются! Кстати, Короткова Н. почему-то умолчала, что долги жителей в УК считают по оплате на месяц вперед. Странный счет, не правда ли? Сейчас Любовь Кокоурова и остальные члены совета ТОС пришли к выводу – нужно переходить к новой форме управления МКД и создавать товарищество собственников жилья – ТСЖ. В этом её поддерживает управляющая ТСЖ «Изумрудный» Любовь Аликина: — Любой способ управления многоквартирным домом хорош, — говорит она, — когда МКД управляют специалисты и люди, заинтересованные в общем благе, а не в собственной наживе. Прежде чем выбрать тот либо другой способ управления многоквартирным домом, собственнику помещения в МКД необходимо уяснить для себя само понятие «собственник», какие у него есть права и обязанности. Приватизируя квартиру в МКД, человек получил в собственность только пространство и дверь, всё остальное — общее имущество МКД, которое необходимо содержать совместными усилиями. Нельзя считать, что тебе кто-то что-то должен. Сообща, при правильном просчёте тарифов на содержание и текущий ремонт — только таким способом можно сохранить свой дом. В Правлении ТСЖ, в основном, работают не специалисты, а простые люди. Однако, при этом, они стараются заключать договоры, которые должны работать на благо собственника. Но и здесь есть подводные камни. При оплате за тепло и горячую воду по нормативам в течение года собственник помещения несёт большие расходы, чем при оплате по фактическому потреблению. При подведении итогов на основании «Акта сверки» в конце года существует разница между начислением по тарифам и оплате по выставленным счетам. Называйте, как хотите: «разница», «экономия», «прибыль», но факт остаётся фактом — между поставщиком тепловой энергии и потребителем при расчёте по нормативам потребления существует финансовая «разница» – 25-30 тысяч рублей в год. А вот куда она идёт? Именно такой вопрос нужно задавать управляющим компаниям на отчётном годовом общем собрании. Тарифы должны быть реальными. На балансе ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» приблизительно1200 МКД. А ведь среди них есть как пяти-, так и девятиэтажные МКД. Если всё так, как говорят Любовь Кокоурова и Любовь Аликина, несложно подсчитать, какие суммы остаются в тени у управляющих компаний на разнице при оплате за тепло и горячую воду по нормативам в течение года и фактом потребления на основании выставленных счетов-фактур. Так что осталось дождаться часа «Ч» и спросить Светлану Таборову — довольны ли в их ТОСе отчётами и указанными суммами? Возможно, в скором времени ещё одним недовольным ТОСом в Иркутске станет больше.

Читайте также:  Как добится расчета: вышла на работу на 1 неделю, в итоге проработала 1 месяц без выходных с 9-22 ч

Алёна Коновалова

Методические рекомендации «что такое ТОС?»

ЧТО ТАКОЕ ТОС?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

ТОС является формой прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления.

ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов ТОС. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

  • ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОС?
  • ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.
  • Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реализации своих предложений, они могут действовать разными способами, например, создать некоммерческую организацию или выступить с неформализованной инициативой, но одним из самых действенных способов является создание ТОС. 
  • Почему именно ТОС?  Если ваши идеи касаются вашего непосредственного окружения (места проживания), то есть носят локальный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и поддержка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой является ТОС, так как:
  • — это установленная законом форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, обязанность по поддержке которой возложена как на органы и должностных лиц местного самоуправления, так и на органы и должностных лиц государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;

— создание ТОС требует начального согласия ваших соседей (соседской общины) — не менее трети из жителей соответствующей территории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции.

Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает основание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с органами власти и с другими организациями и гражданами.

Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной территории – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;

— ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жизнедеятельности в муниципальном образовании, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их обращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;

— деятельность ТОС ограничивается только территориально (границами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по “вопросам местного значения”, т.е. совпадают с содержанием деятельности органов местного самоуправления.

  1. К вопросам местного значения, которые наиболее часто становятся предметом деятельности ТОС, относятся:
  2. — обустройство и благоустройство места проживания — создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории;
  3. — создание и содержание инфраструктуры — ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов;
  4. — сохранение культурно-исторического наследия своей территории — создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности;
  5. — экологическая безопасность и охрана окружающей среды — ликвидация несанкционированных свалок, строительство накопителей твердых бытовых отходов (ТБО), организация раздельного сбора мусора.

Кроме того, ТОС активно занимаются работой с детьми (организация дворовых команд, соседский присмотр за детьми, подростковые клубы и пр.), а также помощью нуждающимся (пожилым и одиноким людям, инвалидам, одиноким матерям и т.д.).

Еще одной важной возможностью является внесение предложений по развитию своей территории в органы местного самоуправления и разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования. Предложения ТОС, направленные в органы местного самоуправления, обязательны для рассмотрения данными органами и должностными лицами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

  1. ТОС без образования юридического лица:
  • Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения.
  • Расчетного счета нет.
  • Могут получать средства на реализацию проектов через муниципальные образования.
  1. ТОС в качестве юридического лица:
  1. Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме — Некоммерческая организация (НКО).
  2. Наличие расчетного счета в банке.
  3. Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.
  4. Могут получать средства на реализацию проектов из муниципального, краевого и федерального бюджетов.
  5. Возможность участия в конкурсах и грантах международных фондов и грантодателей.
  6. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС

ТОС может быть сформирован и осуществлять свою деятельность на любой части территории поселения: от подъезда многоквартирного жилого дома до всего населенного пункта, не являющегося поселением.

Границы для определения территории ТОС устанавливаются представительным органом (совет депутатов поселения, дума) по предложению населения (инициативной группы по созданию ТОС), проживающего на данной территории.

Границы ТОС устанавливаются при соблюдении следующих условий:

  • границы ТОС не могут выходить за границы территории поселения или совпадать с ней;
  • в границах одной территории не может быть создано более одного ТОС;
  • территория, сформированная для деятельности ТОС, не может разрываться (состоять из нескольких частей — неразрывность территории).

Изменение границ территории ТОС может осуществляться в результате:

  • изменения состава территории, на которой осуществляется ТОС;
  • объединения двух и более ТОС;
  • разделения ТОС.

Вопрос об объединении двух и более ТОС, граничащих между собой, решается отдельно на собрании, конференции граждан, каждого из объединяющихся ТОС, по инициативе группы граждан, численностью не менее трех человек, проживающих на соответствующей территории. На этих собраниях, конференциях принимается предложение населения по границам вновь создаваемого ТОС.

Вопрос о разделении ТОС решается также на собрании, конференции граждан отделяемой территории.  На этом собрании, конференции принимается предложение населения по границам территорий, вновь образуемых ТОС.

СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ТОС

Собрание или конференция является высшим органом ТОС. Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Если численность жителей, достигших 16-летнего возраста, проживающих на данной территории, не превышает 300 человек, то можно проводить собрание граждан, участие в котором должно принять не менее 100 человек (одна треть).

Если численность более 300 человек, то лучше проводить конференцию граждан – собрание делегатов.

Что такое ТОС?

Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее — федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Что это такое?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

Читайте также:  Договор паенакопления, оформление в собственность, прописка

Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.

В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста.

Для чего нам это?

ТОС — это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.

Формы организации ТОС?

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

ТОС без образования юридического лица:

  • регистрации подлежит только устав ТОСа в администрации поселения;
  • расчетного счета нет;
  • могут претендовать только на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.

ТОС в качестве юридического лица:

  • подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме – некоммерческая организация (НКО);
  • наличие расчетного счета в банке;
  • возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами;
  • могут претендовать на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования;
  • возможность участия в конкурсах и грантах региональных, российских и международных фондов и грантодателей.

Какие вопросы решает ТОС?

ТОСы добровольно, с энтузиазмом и безвозмездно занимаются в границах отведенной им территории:

  • Благоустройством дворов, улиц, зон общественного досуга и отдыха;
  • Поддержанием бесперебойной работы системы жизнеобеспечения территории (включая ремонт и содержание инфраструктуры жизнеобеспечения)

И другими вопросами, относящимися к «вопросам местного значения».

Финансирование

Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.

Источниками финансирования деятельности ТОС являются:

  • личные средства жителей территории;
  • частные пожертвования;
  • целевое финансирование муниципального образования;
  • осуществление хозяйственной деятельности;
  • участие в конкурсах и грантах (для НКО).

Кто может участвовать в деятельности ТОС?

Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.

Кто принимает решения?

  • Собрание или конференция является высшим органом ТОС.
  • Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
  • При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.
  • Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории.

Как ТОС взаимодействуют с властью?

  1. Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.

  2. Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.

  3. Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.
  4. Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.

Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов порядке.

Границы ТОС

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 06.10.

2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

  • Зачем нужен ТОС?
  • ТОС является эффективным инструментом для улучшения качества жизни людей на территории проживания.
  • Благодаря деятельности ТОС муниципальные образования получают развитие, укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, выявляются и используются внутренние резервы территории, повышается активность населения.
  • Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.

ТОС вправе осуществлять следующую деятельность:

  1. организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;

  2. совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;

  3. разрабатывать и принимать программы развития своей территории, вносить в установленном порядке предложения в планы и программы муниципального образования;

  4. принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;

  5. вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;

  6. принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;

  7. направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;

  8. проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;

  9. содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;

  10. выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;

  11. выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;

  12. вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом территориального общественного самоуправления;

  13. привлекать на добровольной основе средства жителей для развития социальной инфраструктуры территории;

  14. осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.

2003 №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Регистрация ТОС в форме некоммерческой организации позволяет принимать участие в различных конкурсах и получать гранты на развитие своей территории, получать государственные субсидии.

Кроме того, зарегистрированный ТОС может получать муниципальные заказы на благоустройство, самостоятельно определять исполнителя работ на своей территории.

Зарегистрированный ТОС имеет право аккумулировать финансовые средства и направлять их на реализацию своих мероприятий, а также иметь в собственности имущество.

Органы местного самоуправления имеют право передать зарегистрированным органам ТОС для осуществления отдельные муниципальные полномочия.

На территории Ростовской области первые органы территориального общественного самоуправления стали формироваться еще в начале 90-х годов. Так, в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, Неклиновском и Белокалитвинском районах, начиная с 1991 года, начали формироваться уличные комитеты.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *