Подержанные автозапчасти запретят устанавливать в России

Откуда эта идея вообще взялась?

Началось все с того, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала пакет изменений № 3 в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств — все желающие в период обсуждения прислали свои дополнения.

Непосредственным разработчиком масштабных изменений выступило ФГУП НАМИ, а ответственным разработчиком стал Минпромторг. 261-страничный документ включает множество изменений и требований к автотранспорту. Больше всего объема заняло описание требования к автомобилям скорой помощи и автобусам.

Однако наибольший резонанс вызвали планы полностью запретить использовать для ремонта и переделки автотранспорта при помощи б/у запчастей.

Что хотят запретить и кого это коснется?

Согласно главе документа «Перечень компонентов колесных транспортных средств, повторное использование которых не допускается», повторно нельзя будет использовать:

  • Подушки безопасности — если они вмонтированы в рулевое колесо, само рулевое колесо, блоки электронного управления и датчики;
  • Автоматические или неавтоматические ремни безопасности в сборе, включая тканную ленту, пряжки и натяжители;
  • Сидения, в которые встроены крепление ремней и/или подушек безопасности;
  • Тормозные системы;
  • Иммобилайзеры, включая повторители и блоки электронного управления;
  • Каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры;
  • Глушители системы выпуска;
  • Газобаллонное оборудование для перевода автомобиля на работу на пропане или метане.

Как пояснили в беседах с Autonews.ru представители станций технического обслуживания, а также эксперты Национального автомобильного союза (НАС), согласно формулировкам, речь идет не только о запрете на классический ремонт при помощи б/у или восстановленными запчастями, но о невозможности переделки автотранспорта с их помощью.

Например, когда автомобили переделывают в автодома, либо машины адаптируют под погрузку специфических товаров и когда народные умельцы или небольшие автокомпании создают единичные транспортные средства с использованием оригинальных запчастей от других автомобилей.

Подержанные автозапчасти запретят устанавливать в России

 РБК

Что за уточнения дал Минпромторг?

Выслушав претензии представителей станций техобслуживания, в Минпромторге уже заявили, что все изменения касаются только автопроизводителей.

Как уточнили в Национальном автомобильном союзе, в Минпромторге имеют в виду тех производителей, которые специализируются на различных переделках — например, автодомах. А также тех, кто создает новые единичные экземпляры с использованием б/у запчастей.

Однако в НАС уверяют: документ оформлен так, что затронет все СТО. В самом документе никаких прямых указаний на то, что речь идет только на автопроизводителей, нет.

Насколько может подорожать ремонт?

Изучив все предложения, представители станций техобслуживания заявили, что в зависимости от детали и производителя, автомобилистам придется тратить на ремонт в 2-10 раз больше.

Если сейчас все российские автовладельцы в совокупности тратят на ремонт 5 млрд рублей, то после изменения эта сумма вырастет до 35 млрд рублей в год.

Поскольку в силу экономических причин средний срок владения автомобилем в России растет — до 11-12 лет — такая проблема становится еще более актуальной.

«Рулевая рейка для внедорожника, б/у от автомобиля с небольшим пробегом будет стоить около 10-20 тыс. рублей в зависимости от производителя, — рассказал Autonews.ru гендиректор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрия Пархоменко.

 — Контрактные запчасти к нам привозят из-за рубежа, они хорошего качества с высоким ресурсом. Как правило, они от автомобилей, которые проехали по 20-40 тыс. км. У той же рулевой рейки ресурс под 200 тыс. км. На внедорожниках Toyota, например, они служат 250 тыс.

км и даже больше, если эксплуатировали автомобиль на хороших дорогах. А новая деталь может стоить и 80-100 тыс. рублей. Порядок цен может отличаться в несколько раз. Еще большая «вилка» у запчастей для немецкой тройки. Например, вот в BMW нужно заменить ступицу.

Новый оригинальный подшипник будет стоить под 150 тыс. рублей. Проще купить б/у с разборки с небольшим пробегом за 30 тыс. рублей».

Подержанные автозапчасти запретят устанавливать в России

 РБК

Когда запасть будет считаться б/у?

В пакете изменений этих уточнений нет. В нем не прописано, будет ли считаться деталь уже бывшей в употреблении, если автомобилист ее сначала приобрел, но потом отложил в гараже про запас на полгода или год.

На это указали и представители станций техобслуживания во время обсуждения в Общественной палате России.

Они привели разные ситуации, в которых непонятно, можно ли считать запчастей б/у и попросили конкретизировать это определение и при необходимости указать срок использования, после которого запчасти потеряют возможность назваться новыми.

Как теперь переводить автомобили на газ?

По оценкам участников рыка, перевод автомобиля на газ стоит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля и типа баллона. Служить такое оборудование может около 20 лет — главное, регулярно проходить необходимую поверку.

С учетом возможного срока использования такого оборудования эксперты возмутились запретом переставлять его на другие машины. В Минпромторге однако уже заявили, что это неправильно.

«Газовые баллоны — это очень верная ремарка, я тоже в свое время задавал коллегам этот вопрос, видимо, его просто не убрали, — сказал Коротаев на круглом столе в Общественной палате России. — Потому что они (служат — Autonews.ru) 20 лет, они проходят постоянную поверку.

И это неправильно (то, что в предложенных изменениях предлагается запретить использовать бывшее в употреблении газобаллонное оборудование, — Autonews.ru)».

Представитель Минпромторга не уточнил, будут ли полностью исключены эти нормы из проекта изменений.

Подержанные автозапчасти запретят устанавливать в России

 РБК

Как будут контролировать установку б/у запчастей?

В ГИБДД уже заявили, что точно определить, какая в автомобиле стоит деталь, новая или б/у, в случае если она изначально предназначена для этой машины, практически невозможно.

Кроме того, как напомнил начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Роман Мишуров, в задачи ведомства входит только согласование вносимых изменений в конструкцию кузова, которые не предусмотрены производителем.

В ЕЭК на запрос Autonews.ru не смогли ответить на вопрос о контроле и санкциях за возможные нарушения. При этом близкий к организации источник отметил, что санкции могут назначить только на уровне национального законодательства — разработка нормативной базы не относится к полномочиям ЕЭК.

Когда все это заработает?

На основе высказываний ряда экспертов некоторое СМИ сделали выводы, что все заработает уже в 2022 году. Но ни в Минпромторге, ни в ЕЭК, ни в НАМИ не стали называть конкретных дат.

По словам представителей ответственных за разработку изменений ведомств, сначала авторы предложенных нововведений в лице НАМИ должны будут оценить все поступившие приложения, дать на них свой отзыв и в случае согласия внести такие добавления в документ.

Представители ФГУП НАМИ также напомнили, что разработка самого техрегламанта началась в 2010 году, а приняли его в 2015 году.

Кроме того, чтобы изменения заработали, между собой должны договориться все страны-участницы ЕАЭС, куда помимо России входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Из этого можно сделать вывод, на доработку предложенного пакета изменений в документ могут уйти годы.

Правда ли, что в России запретят подержанные запчасти?

С течением времени власти, кажется, возводят автомобилистов во всё жёсткие законодательные рамки. Одним из очередных новшеств стали последние новости о запрете установки на транспортные средства бывших в употреблении запасных частей. Правда это или нет, когда вступит в законную силу и главное, что теперь будет с рынком вторичным запчастей, выясним в этой статье.

Запрет б/у автозапчастей – это правда?

Да. Если говорить о законодательной инициативе по внесению изменений в действующие законодательные акты, то это сущая правда. Действительно, Коллегия Евразийского союза предложила внести поправки в один важный для автолюбителей нормативный акт.

Есть в 2022 году в автозаконодательстве такой документ, который регулирует техническое состояние машин в угоду обеспечения безопасности дорожного движения – Технический регламент Таможенного союза О безопасности колёсных транспортных средств. Именно в него предложено внести новшества касательно запрета комплектации авто подержанными запчастями, компонентами и деталями.

Однако, далеко не всё, что вы прочитаете об этом в интернете, является достоверной информацией!

А что правда?

Речь идёт о соответствующем проекте изменений №877. И есть 2 важные тонкости, которые по своей сути определяют частично хорошие новости для автомобилистов:

  1. запретить собираются не все б/у запчасти, а только по части компонентов и узлов автомобиля, которые преимущественно так или иначе влияют на безопасность,
  2. данные поправки в силу ещё не вступили и далеко не факт, что вступят в будущем.

Теперь давайте подробнее рассмотрим оба пункта.

Что запретят?

Итак, пункт 222 указанного выше проекта изменений содержит следующую формулировку:

Не допускается повторное использование компонентов, перечень которых приведён в приложении №21 к настоящему техническому регламенту.

Таким образом, нам запрещают устанавливать на машину запчасти и детали, которые ранее уже использовались на этом же или другом автомобиле, но ограничивают список этих деталей неким перечнем из Приложения к Техрегламенту.

Читайте также:  Подделка подписи в документах и внесение ложных сведений в ЕГРЮЛ

Подержанные автозапчасти запретят устанавливать в России

И данный перечень перечисляет конкретные компоненты и агрегаты, в которых нельзя использовать подержанные запчасти. К ним относятся:

  • подушки безопасности, в том числе запрещается ставить б/у руль, если таковые вмонтированы в него,
  • а также все их составляющие, влияющие на их работу: датчики, блок Airbag и прочую электронику, пироустройства,
  • ремни безопасности,
  • сиденья, если в них присутствуют подушки безопасности,
  • детали рулевой системы (по сути сюда включаются и рулевая рейка как исполнительный механизм),
  • тормоза,
  • иммобилайзер,
  • катализатор и сажевые фильтры,
  • оборудование для ГБО.

Как видим, запрет использовать б/у запчасти затронул только важные составляющие машины, работоспособность которых влияет на безопасность. Поэтому такие поправки, вероятно, и нужны на российских дорогах.

Когда будут приняты?

Ответа на данный вопрос попросту нет. Дело в том, что пока неизвестно, когда данные изменения вообще примут, потому как это всего лишь проект – он должен будет пройти несколько стадий, прежде чем запрет подержанных деталей будет действовать законодательно на все автомобили.

К тому же, на каком-либо из таких этапов этот проект вовсе могут отклонить, и изменения не вступят в силу вообще.

Как будут наказывать?

А вот прямого штрафа по состоянию на 2022 год за использование б/у запасных частей вообще не предусмотрено – нет соответствующей нормы наказания в Административном кодексе.

Но данное нарушение всё же наказуемо. Формально вы не сможете пройти технический осмотр с нарушениями предписаний Техрегламента.

Почему формально? А потому что крайне маловероятно, что оператор технического осмотра определит, заменена ли та или иная деталь в вашей машине, и даже если определит, то чек, подтверждающий покупку именно новой запчасти требовать не имеет права, а вы не обязаны его предъявлять.

Статья для «авторазборок»: какие подержанные запчасти попали в бан — Газета.Ru

В России будет введен запрет установки на автомобили подержанных запчастей, влияющих на активную и пассивную безопасность автомобиля. Кроме того, чип-тюнинг, любые изменения кузова, увеличение мощности двигателя за счет «расточки» цилиндров попадают под обязательную сертификацию. Эксперты сомневаются, что в «коронакризис» это оттолкнет россиян от услуг авторазборок.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила 3-й пакет поправок в регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», соответствующий документ доступен для публичного обсуждения на госпортале правовой информации.

В пояснительной записке к документу сказано, что его цель заключается в актуализации союзного законодательства, «связанного с обязательствами по участию в международных соглашениях».

Поправки затрагивают эксплуатацию автомобилей и в некоторых случаях вносят довольно существенные изменения в существующие правила.

Так, впервые чип-тюнинг мотора (выполняется перепрограммированием блока управления двигателя или силового агрегата) будет считаться внесением изменения в конструкцию автомобиля.

Сейчас это рядовая процедура, многие автомобилисты используют ее для повышения мощности двигателя без серьезных вложений в тюнинг автомобиля.

Теперь для проведения этих процедур придется посетить испытательные лаборатории и зарегистрировать внесения изменений в конструкцию автомобиля в ГИБДД.

Кроме того, изменением конструкции автомобиля будет считаться нарушение силовой структуры кузова, это прежде всего относится к свадебным лимузинам и фургонам из которых делают пассажирские микроавтобусы.

Это же касается автовладельцев, которые меняют раму или несущий кузов (кроме капремонта с помощью аналогичных заводских деталей) автомобиля; увеличивают мощность мотора либо его объем более чем на 10%; изменяет количество и расположения ведущих управляемых мостов; увеличивают технически допустимую максимальную массу.

Регламент напрямую запрещает переделку грузовиков и легких коммерческих фургонов в транспортные средства предназначенные для перевозки пассажиров.

А производство автобусов даже на шасси завода изготовителя запрещается организациям, которые не имеют международный код изготовителя.

Поправками в регламент запрещается переделка бывших в употреблении транспортных средств в специализированные автомобили (автопогрузчики, бетономешалки, краны, самосвалы, рефрижератор и прочее).

В тоже время для автомобилей с бронезащитой допускаются отступления от требований регламента, если особенности конструкции не позволяют им соответствовать.

Автобусы, грузовики, лесовозы, коммунальные машины, транспорт оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации.

  • Запрещается установка на автомобили компонентов содержащих свинец, ртуть, кадмий или шестивалентный хром, законодатель предусматривает определенное исключение для транспорта не относящегося к категории М1 и М2 (легковые автомобили и автобусы), но в таком случае эти детали должны быть маркированы для утилизации соответствующей классу опасности этих веществ.
  • Одно из самых значимых изменений в том, что регламент предусматривает прямой запрет на установку некоторых автодеталей бывших в употреблении, которые имеют большое влияние на безопасность.
  • Это напрямую касается бизнеса «авторазборок», которые в России существуют полулегально.
  • В частности теперь нельзя будет устанавливать на свой транспорт с разобранных машин модули подушек безопасности, рули и сиденья с вмонтированными в них подушками безопасности, пиро-патроны, блоки электронного управления и датчики срабатывания «аэрбега», ремни безопасности, тормозные системы, включая исполнительные механизмы, всю система рулевого управления.

Под запретом на установку также иммобилизаторы и блоки электронного управления, каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, глушители, газобаллонное оборудование как для машин работающих на компримированном природном газе, так и на сжиженном природном газе (метане). Поправки в регламент «О безопасности колесных транспортных средствах» должны вступить в конце года.

Впрочем, отследить реальные внесения изменений в конструкцию не удастся,

считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Прежде всего, регламент ни к чему не обязывает, все эти поправки должны быть закреплены в КоАП и ПДД. До этого никаких санкций для автомобилистов не предусмотрено, регламент об этом ничего не говорит.

Кроме того, как отловить человека, например, с чип-тюнингом двигателя? Для меня это не представляется возможным, ни у каких госорганов сейчас такой возможности нет», — рассказал «Газете.Ru» Игорь Моржаретто.

Россияне не откажутся от установки подержанных деталей, это давно устоявшийся бизнес и на него есть очень большой спрос особенно во время кризиса, вызванного пандемией коронавируса, заметил автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

Эти б/у запчасти хотят запретить. Полный список

Под запрет попадают далеко не все узлы и агрегаты, но попавшие отличаются высокой стоимостью и их замена на новые по карману далеко не всем.

Материалы по теме

Та или иная запчасть могла бы служить еще долгие годы, если бы автомобиль, на который она установлена, вдруг не пришел бы в негодность по той или иной причине. В этом суть популярности так называемых разборов, где можно приобрести оригинальные б/у запчасти в отличном состоянии и за небольшие деньги.

Кроме того, многие агрегаты в автомобиле подлежат восстановлению, после которого способны прослужить долгие годы. Замена же их на новые стоит дорого, и не факт, что запчасть «с нуля» не сломается в первый же месяц эксплуатации.

Тем не менее, согласно поправкам в Техрегламент, многие бывшие в употреблении узлы и агрегаты окажутся под запретом.

Отметим, что подобный запрет есть и в других странах, но касается он только новых машин и защищает интересы будущих покупателей, которые станут первыми владельцами собранных на заводах автомобилей.

У нас же, кажется, хотят защитить интересы производителей за счет автомобилистов, которые будут обязаны покупать новые детали, тратя на это большие деньги.

Материалы по теме

Итак, что хотят запретить использовать повторно:

  • Подушки безопасности. Если подушка вмонтирована в рулевое колесо, то запрет распространяется и на него. Вопрос — подушка прослужила бы на прежнем автомобиле еще годы. Почему ей нельзя продолжить службу на новой машине? По логике, ей нельзя было находиться и на прежнем транспортном средстве, так как суть ее использования не меняется. Также запрещено ставить бэушные пиротехнические исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики.
  • Ремни безопасности автоматические или неавтоматические. Запрет касается даже тканной ленты и пряжек, которым сноса нет, а также натяжителей и пиротехнических исполнительных механизмов.
  • Сиденья (в оригинале написано с ошибкой — «сидения», словно это процесс, а не предмет), в которые встроены ремни безопасности или подушки безопасности.
  • Системы рулевого управления, включая исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики.
  • Тормозные системы, включая исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики.
  • Иммобилизаторы, включая повторители и блоки электронного управления.
  • Каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры.
  • Глушители системы выпуска.
  • Оборудование для питания двигателя газообразным топливом: баллон; вспомогательное оборудование баллона; испарителъ/регулятор давления; запорный клапан; газонагнетатель, инжектор или газосмеситель; газовый дозатор с газонагнетателем или без него; заправочный блок; обратный клапан; предохранительный клапан газопровода; фильтр; датчик давления или температуры; топливный насос; электронный блок управления; топливопровод; ограничитель давления; газопроводы и их соединительные муфты; ручной вентиль; газоснабжающее устройство; регулятор подачи газа; контрольный клапан; разгрузочный клапан; устройство сброса давления; газонепроницаемый кожух; вентиляционный шланг; топливная рампа.
  • Компоненты систем хранения компримированного водорода для транспортных средств, работающих на водороде: резервуар, предохранительное устройство для сброса давления, запорный клапан, контрольный клапан.

Но важны не столько запчасти, которые попали в список запрещенных для повторного использования, сколько появление самого списка, который можно будет пополнять все новыми узлами и агрегатами.

Читайте также:  Открытие наследства: из родственников кроме меня есть двое детей, оба готовы отказаться от наследства в мою

depositphotos.com

Водителей оставляют без разбору

В России запретят устанавливать на автомобили бывшие в употреблении глушители, рулевые рейки, компоненты тормозной системы, ремни безопасности и подушки безопасности.

Соответствующие поправки вносятся в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.

Запрет вступит в силу не раньше 2022 года, к тому году власти должны определиться, каким образом контролировать новые правила и какой штраф взимать за нарушение.

О планируемых запретах первым сообщил журнал «За рулем», сославшись на пакет изменений в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.

Заместитель гендиректора по техническому регулированию ФГУП НАМИ (технический разработчик поправок) Сергей Аникеев подтвердил “Ъ” планы обозначить в документе перечень компонентов транспортных средств, «повторное использование которых не допускается»:

  • подушки и ремни безопасности,
  • сиденья со встроенными креплениями ремней и подушек безопасности,
  • компоненты рулевой системы и тормозов,
  • противоугонные системы,
  • катализаторы и сажевые фильтры,
  • глушители.

«Эти компоненты являются критичными для обеспечения безопасной езды,— пояснил “Ъ” господин Аникеев.— Их демонтируют с выведенных из эксплуатации транспортных средств, которые либо исчерпали свой ресурс, либо были повреждены в результате ДТП. Гарантировать отсутствие скрытых повреждений компонентов, а также наличие усталостных разрушений невозможно».

Запчасти нередко восстанавливают «в гаражных условиях», отметил он, и никто не проверяет их «характеристики и безопасность».

Запрет на применение ряда б/у запчастей уже прописан в ООН №133 «Требования к безопасной утилизации транспортных средств», техрегламент нужно привести в соответствие с ними, пояснил “Ъ” господин Аникеев.

Подготовка поправок под руководством Минпромторга РФ заняла три года, рассказали “Ъ” в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): «Необходимо было учесть информацию, поступающую от бизнес-сообществ, научных и общественных организаций, иных заинтересованных лиц».

В ходе общественного обсуждения поправок с 21 марта по 1 июня 2020 года ЕЭК получила комментарии от МАЗа, АвтоВАЗа, КамАЗа, УАЗа, ГАЗа, Ассоциации европейского бизнеса, других компаний. Планируется еще ряд согласительных мероприятий, в рамках которых «бизнесу будет предоставлена возможность дать свои комментарии по проекту», добавили в комиссии.

В силу изменения вступят не раньше середины 2022 года, поясняют в НАМИ.

Кто и как будет контролировать соблюдение новых правил, пока неизвестно. Штрафов тоже не существует и неясно, когда появятся.

Это отмечает источник, знакомый с разработкой документа: соответствующие нормативные акты должны быть разработаны после вступления в силу регламента. Отметим, действующая редакция документа уже содержит ряд номинальных запретов. Например, с декабря по февраль запрещено ездить на летней резине, но санкций за нарушение нет.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, комментируя документ, отмечает, что «ни один мастер не сможет понять, заводской стоит на машине катализатор или подушка или замененный на подержанный». Попавшие в запретный перечень запчасти «активно используются повторно, в том числе и при тюнинге и индивидуальном творчестве», говорит гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко.

«Содержание автомобиля будет дорожать,— уверен он.— Сектор рынка по продаже б/у запчастей начнет сокращаться. Свято место пусто не бывает: китайцы начнут продавать новые, но некачественные запчасти взамен запрещенных, но качественных б/у. Вырастет рынок поддельных запчастей».

«Уверен, что в таком виде поправки в регламент вряд ли будут приняты, поскольку против них массово выступит автобизнес, причем не только российский, но и белорусский и казахский»,— прогнозирует господин Шапарин.

Заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов говорит о «крайне распространенной» практике заключения соглашений между страховщиками и автовладельцами, когда при восстановительном ремонте используется б/у запчасть: «Много автомобилей, к которым невозможно найти новую запчасть — они не выпускаются и не завозятся. А что говорить об автомобилях с правосторонним расположением органов управления, на которых ездит весь наш Дальний Восток?»

При установке неновой детали за обеспечение «безопасной эксплуатации автомобиля» отвечает сегодня автосервис и страховщик, но нужно «системное решение, которое дало бы необходимую гарантию безопасности», отмечает господин Маклецов.

«Необходима система сертификации таких изделий, которая обеспечит их соответствие требованиям по безопасности»,— считают в РСА.

Спрос на подержанные запчасти будет всегда, пока они стоят существенно дешевле новых, говорит глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» (объединяет 60 операторов ТО) Ярослав Васичков. «Никакие регламенты здесь не помогут,— уверен он.

— В России на торговле б/у запчастями завязан огромный бизнес, в том числе страховой.

В Европе стоимость запчастей гораздо ниже, при этом возможные риски установки неновой детали для автовладельца настолько выше, что он, конечно же, покупает новую деталь, если планирует и дальше эксплуатировать этот автомобиль».

Иван Буранов

Больше никаких авторазборов. Ремонт автомобилей б/у запчастями могут запретить

Покупка б/у запчастей на вторичном рынке — нормальное явление, если владелец автомобиля хоть сколько-нибудь считает деньги. Эта мода частично пришла в Россию из Европы, частично сформировалась самостоятельно.

Обслуживать первые иномарки в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х было сложно, поэтому водители выкручивались как могли.

Мода на контрактные запчасти в России трансформировалась в крупный бизнес — теперь можно вернуть машину к жизни за гораздо меньшие деньги и не тратить время на переговоры с официальными дилерами.

Штраф за ввоз машины. Армянские номера в России оказались вне закона

В ближайшее время в России рынок контрактных запчастей и ремонта автомобилей с помощью бывших в употреблении деталей собираются регулировать. Евразийская экономическая комиссия утвердила поправки к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

В рамках нововведений автовладельцам могут запретить ремонтировать автомобили, используя бывшие в употреблении и восстановленные запчасти.

И хотя оборот продажи автозапчастей в России превышает 1,4 триллиона рублей, предприниматели уже считают, что инициатива может убить малый и средний автомобильный бизнес в России.

Возраст автомобилей, эксплуатируемых в России, постоянно увеличивается. Связано это сразу с несколькими факторами. Здесь и высокие ввозные пошлины, и спорная ситуация на рынке.

Кроме того, «возрастные» автомобили большинство владельцев ремонтируют и обслуживают по остаточному принципу — «когда сломается, тогда и делаю». Контрактные запчасти, ввозимые в Россию из-за рубежа, помогают обходиться без колоссальных расходов на ремонт.

Германия, Швеция, Бельгия, Болгария, Румыния, Молдавия, Финляндия — запчасти, снятые с автомобилей в этих странах, пользуются в России большой популярностью.

Однако в пакете изменений № 3 в ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» содержатся данные о том, что восстановленные запчасти, а также запчасти, снятые с аварийных автомобилей, подпадут под запрет.

iPhone на колёсах. За опции в новых машинах придётся оформить подписку

Бизнесмен, основатель сервиса 24auto.

ru и автогонщик Артём Потехин отмечает, что в целом эти поправки идут в рамках наведения порядка в техническом состоянии автомобилей, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования.

Такие изменения, по его словам, вносят в регламент для того, чтобы предотвратить эксплуатацию сильно «уставших» старых машин и «автомобильных франкенштейнов», которые нередко создаются из нескольких машин.

Автогонщик, предприниматель

Собственники бизнеса, напрямую или косвенно связанного с ремонтом автомобилей, в один голос говорят о том, что новый пакет изменений лишит их возможности зарабатывать. Директор автосервиса по ремонту и обслуживанию немецких автомобилей в Поволжье Рустам Нигматуллин отмечает, что запчасти даже с аварийных автомобилей часто сохраняются в идеальном состоянии.

Директор автосервиса по ремонту немецких автомобилей

Как отмечает операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаил Ерцев, рынок б/у запчастей почти полностью находится в серой зоне, а все запчасти в этом секторе снимаются с «тотальных» (почти полностью уничтоженных в ДТП) или ворованных автомобилей. И собственники авторазборов, само собой, не платят с этого никаких налогов.

Операционный директор Automama

Главный вопрос, который возник у экспертов относительно новой инициативы, — кто будет сертифицировать запчасти, определять их ремонтопригодность, состояние. Другая сложность — проведение экспертизы запчастей после ДТП.

Право проводить такие процедуры получают лишь специальные лаборатории, и таких организаций на всю Россию и миллионы автовладельцев не более двадцати.

Технический директор агрегатора технической помощи и эвакуации МЭТР Денис Голосюк отметил, что принятие пакета поправок в Технический регламент коснётся бизнеса автомобильных разборов и тех мастерских, где специализируются на ремонте исключительно с б/у запчастями.

Технический директор агрегатора технической помощи и эвакуации МЭТР

Общая ситуация на рынке авторазборов (их в стране больше 3500) и б/у запчастей от новых мер сильно не изменится (по крайней мере, пока). В данный момент Россия находится на третьем месте в Европе по возрасту автопарка.

Новые запчасти при такой ситуации, а также с учётом финансовых возможностей автовладельцев — не самый популярный товар. Спрос на б/у запасные части по-прежнему высокий.

Читайте также:  Что делать, если судебный пристав бездействует по взысканию долга?

Все участники рынка согласны, что из серой зоны эту часть автобизнеса нужно выводить, но делать это следует аккуратно и постепенно, иначе есть риск, что в выдаче сертификатов на работу с запасными частями может быстро появиться коррупционная составляющая.

В пресс-службе ГК «Автоспеццентр» пояснили, что в России на многие автомобили с пробегом вообще не продаются новые запчасти и запрет на использование восстановленных комплектующих негативно отразится на простых автомобилистах, например на владельцах праворульных машин Toyota. Но и это не всё. Из-за изменений может вырасти цена главного документа автомобилиста — полиса ОСАГО и каско.

ГК «Автоспеццентр»

Эксперты прогнозируют, что спрос на запчасти, в том числе и контрактные, в России увеличится на 25–35% к 2024 году. При этом около 30% комплектующих на российском рынке в данный момент — контрафакт, поэтому поправки в Техрегламент можно считать обоснованными.

Новизной не блещут: что ожидает рынок подержанных автозапчастей

В России хотят полностью запретить использование подержанных запчастей для ремонта автомобилей и ввести ограничения при проведении тюнинга.

Отдельные нормы разработаны для автомобилей с элементами автоматического управления и спецтранспорта. Эксперты считают, что изменения сыграют на руку дилерам, а водителям придется дороже платить за ремонт.

При этом участники рынка уверены, что ограничения не будут работать. Почему — разбирались «Известия».

Масштабные нововведения, которые должны изменить весь рынок автозапчастей в России, содержатся в поправках к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Документ определяет главные требования к транспортным средствам, которые обязаны соблюдать страны-участницы ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Третий пакет изменений разработала и представила Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Предполагается, что они не только выведут из тени серый рынок автозапчастей и ремонта, но и способствуют повышению безопасности на дорогах.

Компоненты из «разборок» окажутся незаконны

В тексте нового регламента появился обширный список запчастей, которые нельзя будет использовать повторно. Это должно исключить ситуации, когда так называемые авторазборки продают и используют в ремонте узлы и агрегаты от попавших в аварию автомобилей.

Впрочем, иногда автовладельцы вынуждены продавать машины на запчасти в такие «разборки» из-за проблем с документами. Ремонтировать автомобиль с помощью б/у деталей обычно гораздо выгоднее для автовладельцев по сравнению с покупкой новых запчастей.

В ЕЭК, однако, считают этот подход небезопасным.

В запрещенный список, в частности, попали подушки и ремни безопасности и все связанные с ними механизмы, сиденья со встроенными подушками безопасности и креплениями ремней, системы рулевого управления и тормозные системы, а также иммобилизаторы, каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и глушители системы выпуска. Нельзя будет повторно использовать также весь набор оборудования для питания двигателя пропаном и метаном.

Переделывать автомобили запретят

Нередко индивидуальные предприниматели закупают подержанные автомобили и переделывают их под свои цели.

Эту возможность авторы поправок хотят полностью исключить и вводят запрет на переделку подержанных автомобилей в спецтранспорт.

Предлагается запретить внесение в конструкцию изменений, которые могут привести к изменению силовой структуры, а также замену рам или несущих кузовов. На практике это означают, что под угрозой окажутся, например, свадебные лимузины.

Чип-тюнинг приравняют к изменениям в конструкции

Многие операции, которые водители сейчас проводят со своими автомобилями без дополнительных разрешений и согласований, в ЕЭК хотят приравнять к внесению изменений в конструкцию. Например, перепрограммирование, замену и настройку электронных блоков управления, не предусмотренные изготовителем.

В список попало увеличение максимальной мощности силовой установки и увеличение рабочего объема двигателя более чем на 10% — проще говоря, чип-тюнинг.

Для производства багажников придется получать лицензию

В отдельную табличку вынесены объекты технического регулирования.

Как пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАК) Антон Шапарин, это означает, что при производстве этих компонентов нужно будет получать лицензию.

В обширном списке можно встретить, например, топливные баки, автомобильные багажники, декоративные детали кузова и бампера, решетки радиатора, козырьки и ободки фар и многое другое.

«У нас не сертифицируются лебедки, но зато получить сертификат на топливный бак может стоить около 400 тыс. рублей, это очень дорого для небольших предпринимателей», — отметил Шапарин.

Экологический класс придется доказывать после тюнинга

После внесения изменений в конструкцию двигателя, его систем питания, выпуска отработанных газов и так далее предлагается проводить дополнительные лабораторные исследования. Это нужно для защиты окружающей среды — чтобы не допустить превышения заявленного уровня вредных выбросов.

Так, производитель работ после окончания процесса должен будет получить экспертное заключение аккредитованной испытательной лаборатории о сохранении соответствия требованиям экологического класса, к которому относится транспортное средство.

Автономность придется подтвердить

Транспортные средства с высокой или полной автоматизацией должны получать подтверждение безопасности для остальных участников дорожного движения.

Такие автомобили должны в приоритетном порядке обеспечивать безопасность, контролировать дорожную обстановку и взаимодействовать с участниками дорожного движения и объектами транспортной инфраструктуры, стремиться безопасным образом реагировать на ошибки других водителей, соблюдать ПДД и многое другое, включая максимальный уровень безопасности в случае сбоя в работе системы автоматизированного управления или иной системы.

Зачем всё это надо

Как утверждают в ЕЭК, конкретизация требований к внесению изменений в конструкцию упростит оценку состояния автомобиля техническим нормам и создаст условия для перехода к электронному документообороту. Положительный экономический эффект должно принести снижение количества ДТП и связанных с ними тяжелых последствий.

Водителям придется платить больше

Хотя предложения призваны, по планам ЕЭК, вывести из тени серый бизнес по ремонту автомобилей, участники рынка уверены, что изменения в ближайшее время не заработают. Для эффективной реализации предлагаемых мер необходимо согласие всех стран-участниц ЕЭК.

Кроме того, даже в случае принятия изменений, все нормы нужно будет сперва закрепить в российском законодательстве, отметил Шапарин.

Также он напомнил о ряде инициатив ЕЭК, которые уже неоднократно переносили — например, о порядке изменения легализации автомобильного тюнинга в части установки дополнительного оборудования.

Кроме того, по оценке экспертов и участников вторичного рынка автомобилей, предлагаемые ограничения могут привести к значительному росту стоимости запчастей и технического обслуживания.

И как следствие — к значительному росту стоимости владения легковым автомобилем возрастом старше 3–5 лет, отмечает гендиректор розничной сети по торговле автомобилями с пробегом Automama Никита Быков.

Он уверен, что если перечень запрещенных узлов и агрегатов будет трактоваться чрезмерно широко, то рынок подержанных запчастей и технического обслуживания автомобилей с пробегом могут значительно сократиться.

«От этого выиграют официальные дилеры и поставщики оригинальных запчастей. Проиграют станции технического обслуживания и автолюбители. Если перечень запрещенных узлов и агрегатов будет максимально конкретизирован, то его введение в 2021 году повысит безопасность автомобилей с пробегом и снизит нелегальный рынок запчастей угнанных и разобранных автомобилей на запчасти», — сказал Быков.

Директор по сервису и запасным частям «Авилон. Volkswagen» Константин Епанешников в свою очередь подтвердил заинтересованность дилеров в ужесточении контроля за использованием подержанных запчастей.

«Контроль за использованием б/у запчастей — это правильная инициатива с точки зрения безопасности, — считает представитель дилерского сообщества.

— Среди автодеталей, которые больше всего влияют на безопасность, — шины, устройства безопасности тормозной системы, системы пассивной безопасности, такие как ремни и подушки. За ними необходим особый контроль.

Сейчас, если это подержанные детали, то они должны устанавливаться только после экспертной оценки их качества».

Однако Епанешников не ожидает роста потока клиентов в случае вступления изменений в силу.

«Между официальным сервисом и подержанными запчастями есть прослойка в виде неофициальных сервисов, — уточняет эксперт. — Покупатели б/у запчастей хотят сэкономить и на их покупке, и на сервисе. И когда запрет на установку некоторых подержанных деталей вступит в силу, у таких автовладельцев может не остаться альтернативы, кроме как обратиться в «серый» сервис за неоригинальными запчастями».

«Поправки сырые, и в таком виде они точно не заработают. Иначе они ударят по покупателям и по производителям, а СТО будут уходить в тень, — подытожил Шапарин. — При этом проверять соблюдение предложенных требований при постановке автомобилей на учет в ГИБДД нет никакой возможности».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *