Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Поворот налево – это один из самых опасных и сложных маневров в дорожном движении. На многих оживленных перекресткахЗачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения движение организовано следующим образом: для того чтобы повернуть налево, необходимо сначала выполнить правый поворот, а потом развернуться. На первый взгляд, это слишком сложно. Однако практика показывает, что такой способ является наиболее безопасным. Почему же многих так пугает Ответ очевиден – при выполнении данного маневра водителю нужно быть особо внимательным. На большинстве перекрестков ему необходимо уступить дорогу не только встречному автомобилю, который едет прямо или поворачивает направо, но и пешеходам, переходящим проезжую часть по зебре на выходе с перекрестка. Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Инструкторы «Профессиональной Школы Вождения» уверены, что наиболее простыми для левого поворота являются те перекрестки, на которых нужно уступать дорогу минимальному количеству участников движения. Такая схема проезда организовывается при помощи дополнительных секций светофоров и специальных знаков. Приведенный пример на первом рисунке также является безопасным способом при проездах или выездах на оживленные нерегулируемые перекрестки.

Движение по главной дороге или на зеленый свет

При движении по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора и наличии встречного транспорта левый поворот должен совершаться по определенным правилам:

  • Первым делом нужно выехать ближе к центру* перекрестка, не доезжая 1,5–2 метров до его центра. Такой маневр необходим для того, чтобы, во-первых, сократить время самого поворота (обычно у водителей уходит от 4 до 6 секунд на маневр), во-вторых, это дает некоторое преимущество при завершении маневра (ПДД 13.7). *(центр перекрестка – это пересечение осей пересекаемых дорог).
  • Затем необходимо пропустить весь встречный транспорт, который движется прямо или направо. Собственное движение нужно начинать, только убедившись, что Ваш маневр будет безопасен и с прямыми колесами машина легче трогается, нет сопротивления вывернутых колес.
  • Как только встречный автомобиль миновал Вас слева, необходимо в движении выкрутить руль в поворот и завершить маневр. Практические курсы повышения мастерства вождения в Москве преподают именно такой способ поворота налево. Он считается наиболее безопасным и удобным: так во время движения шансы на то, что автомобиль заглохнет, становятся минимальными.

Перед выполнением маневра необходимо убедиться в том, что на Вашем пути нет пешеходов, переходящих дорогу. Их  присутствие может препятствовать завершению поворота и создать сложности для проезда подъехавшего встречного транспорта.

В чем же заключается опасность закручивания руля в сторону поворота до начала движения? Если в Вас случайно, по какой-либо причине врежется автомобиль сзади, то это станет следствием выталкивания Вашего автомобиля на встречную полосу и возможного лобового столкновения. Инструкторы нашей школы безопасного и контраварийного вождения рекомендуют каждые две секунды поднимать глаза в зеркало заднего вида, чтобы иметь возможность предотвратить, казалось бы, неминуемое столкновение.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Преподаватели «Профессиональной Школы Вождения» утверждают, что большая скорость автомобиля в левом повороте имеет как свои преимущества, так и недостатки.

  • Плюс. Автомобиль максимально быстро покидает траекторию движения встречного транспорта.
  • Минус. Заканчивая поворот, можно не успеть затормозить перед переходящими дорогу пешеходами. На выходе из поворота на автомобиль действует большая центробежная сила, а тело водителя испытывает боковую перегрузку, что, несомненно, сказывается на самочувствии и работоспособности.

Существуют еще две причины, по которым при отсутствии встречного транспорта нет необходимости выезжать ближе к центру перекрестка. Первая – это бесполезная потеря времени во время маневра.

Вторая – водитель заднего автомобиля может начать опережать Вас прямо на перекрестке, если вы мешкаете, что порой приводит к возникновению аварийных ситуаций.

Инструкторы нашей школы рекомендуют перед началом маневра посмотреть в боковое, внутреннее к повороту, зеркало заднего вида

Левый поворот при въезде со второстепенной дороги

Если перед пересечением дорог установлен знак «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», то водитель обязан пропустить все транспортные средства и пешеходов, независимо от того, оборудован перекресток пешеходным переходом или нет.

                                   Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения         Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

При проезде под знак «Уступи дорогу» водитель должен заранее оценить ситуацию на перекрестке. Если на нем нет транспортных средств, имеющих преимущество, и пешеходов, можно поворачивать налево без остановки автомобиля, предварительно снизив скорость. При наличии помех необходимо остановиться у пересечения проезжих частей и пропустить остальных участников дорожного движения.

Если перед перекрестком установлен знак «Движение без остановки запрещено», то останавливать автомобиль придется в любом случае. При наличии стоп-линии необходимо остановиться перед ней, а при ее отсутствии водитель обязан остановить транспортное средство перед пересечением проезжих частей.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Существует еще одна опасность столкновения, подстерегающая водителя автомобиля, который по всем правилам остановился под знаком.

Исходит она от лихачей, которые срезают угол при повороте, пытаясь как можно быстрее завершить маневр перед встречным транспортом. При появлении таких «гонщиков» нужно быть еще более внимательным.

Особое внимание стоит обратить на длинномерный транспорт, поворачивающий налево: из-за широкого габаритного коридора у них также происходит срезка угла поворота.

Непосредственно движение рулем влево нужно начинать только после того, как вы убедились, что никаких помех для движения нет, и проехали линию пересечения проезжих частей.

Движение налево под стрелку светофора

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Если водитель видит перед собой горящую зеленую стрелку «налево» с основным зеленым сигналом светофора, то он имеет преимущество перед всем остальным транспортом и пешеходами. Если же горит основной красный, то, согласно пункту 13.5 ПДД, мы уступаем всем двигающимся с других направлений. Но это по правилам, а на дороге может быть все не так. Из-за низкой водительской грамотности большинство водителей, при проезде регулируемых перекрестков, пользуется правилом правой руки, невзирая на основные сигналы светофора. При этом нужно внимательно наблюдать за тем, чтобы какой-нибудь лихач или задумавшийся пешеход не выскочил на дорогу на красный свет и не вовлек Вас в ДТП. При прохождении обучения в «Профессиональной Школе Вождения» мы стараемся объяснить и рассмотреть всевозможные ситуации при проезде регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

Поворот налево на равнозначном перекрестке

При повороте налево на пересечении равнозначных дорог водитель транспортного средства должен пропустить встречные машины, автомобили, приближающиеся справа, и пешеходов.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Если водителю на равнозначном перекрестке нужно повернуть налево, а навстречу двигается автомобиль, то не стоит выезжать на центр пересечения.

Ведь в то время, как Вы будете ждать, пока проедет встречный транспорт, справа может появиться еще одна машина, которой Вы обязаны уступить дорогу.

Поэтому инструкторы «Профессиональной Школы Вождения» в Москве рекомендуют оставаться у линии пересечения проезжих частей.

Многие водители тут же задаются вопросом: «А что делать, если к равнозначному перекрестку подъехали одновременно четыре автомобиля, и все с разных сторон?».

Такая ситуация бывает крайне редко, так как таких перекрестков становится все меньше и меньше, и расположены они только в тех местностях, в которых интенсивность движения крайне мала.

Но если и возникнет такая ситуация, то водители сами примут решение, как им разъехаться.

Или вот еще одна задача, с которой не так-то просто справиться. К перекрестку подъезжают три машины, и водителю одной из них нужно повернуть налево. Как быть в такой ситуации?

Руководствуясь ПДД, перекресток нужно проезжать следующим образом:

  • Первым на центр перекрестка выезжает малиновый автомобиль.
  • Затем движение начинает зеленое транспортное средство и проезжает сзади малинового.
  • Затем проезжает прямо желтая машина.
  • Малиновый автомобиль заканчивает начатый маневр последним.

Однако в данной ситуации возникает противоречие. Выше говорилось о том, что выезжать на центр пересечения равнозначных дорог не рекомендуется.

Поэтому именно в таких редких случаях необходимо вспомнить пункт 7.2. ПДД, в котором сказано, что водители должны быть внимательными и вежливыми друг к другу.

Поэтому при возникновении таких ситуаций лучше пропустить кого-нибудь первым по взаимной договоренности.

Как уберечь себя от создания аварийной ситуации?

При выполнении левого поворота необходимо быть особо внимательным и мысленно представлять некоторые ситуации, которые могут произойти во время маневра.

Прежде чем начать поворачивать, нужно убедиться, что пешеходы, переходящие дорогу, не помешают Вам закончить маневр.Такая ситуация часто происходит и тогда, когда Вы движетесь вслед за автомобилем, также выполняющим поворот.

Если он остановится для того, чтобы пропустить пешеходов, то Ваше транспортное средство может стать препятствием для проезда встречного транспорта.

Так же, как и его неожиданная остановка на выходе с поворота может стать для Вас неприятным сюрпризом.

Мигающий правый поворот автомобиля, который движется навстречу, не дает стопроцентной гарантии, что водитель будет поворачивать. Возможно, он включил сигнал случайно и поедет прямо.

Поэтому начинать движение нужно только после того, как встречное транспортное средство приступит к выполнению маневра.

Выезд на встречную полосу при повороте: виды поворотов, маневренность, соблюдение ПДД, ответственность за их невыполнение, советы и комментарии юристов

  • 10 Января, 2021
  • Автомобильное право
  • Андрей хМc

Каждый автолюбитель знает, что встречная полоса — агрессивная среда. На нее без надобности лучше не попадать, потому что это может быть чревато лобовым столкновением или сильным боковым ударом. Так что же делать и как быть, если на «встречку» выехать все-таки надо, скажем, для поворота? Как все сделать правильно и безопасно? Ответы на эти животрепещущие вопросы можно найти в данной статье.

Виды маневров в дорожном движении

Во время движения автомобилисты постоянно совершают различные маневры, но многие даже не задумываются над этим. В наше время в автошколах самому понятию «маневр» уделяется сравнительно немного внимания.

Многие и вовсе упускают этот момент при обучении. Если спросить у человека, только что получившего права, какие маневры он может назвать, возможно, не каждый сразу сориентируется и назовет их.

Тем не менее каждый день, садясь за руль, водители совершают маневры.

Так какие же маневры существуют? Их немного: перестроение, поворот, разворот, обгон, объезд, начало движения с обочины или от тротуара, съезд на обочину или к тротуару, движение задним ходом.

Это основные виды маневров, но у них существует множество вариаций. Кстати, поворот с выездом на встречную полосу запрещен.

Имеется в виду случай, когда перед поворотом водитель какое-то расстояние проезжает по «встречке».

Зачем же это нужно знать? Все это необходимо для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, ведь там эти термины встречаются как при описании того, что разрешено, так и при описании того, что запрещено. А как водитель будет соблюдать жизненно важные запреты, если не будет себе представлять, что ему нельзя делать? Поэтому логичный вывод — знание теории для водителя крайне важно.

Читайте также:  Требуют деньги за установку домофона, который устанавливал застройщик

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Что такое встречная полоса

А вот этот вопрос едва ли вызовет сложности с ответом. Все автолюбители знают и могут объяснить, что это такое. Ведь все они, каждый раз садясь за руль, видят других людей, которые едут во встречном направлении.

Итак, как это уже ясно, полоса встречного движения — это полоса проезжей части, по которой автомобили двигаются во встречном направлении.

Все знают, что выезжать на «встречку» опасно, делать это можно только при обгоне, если позволяет дорожная разметка, и то, убедившись, что до впереди идущего автомобиля достаточное расстояние, и водитель сможет успеть завершить маневр и перестроиться обратно в свою полосу.

Также большинство автомобилистов знают, что лобовое столкновение на встречной полосе чревато трагическими последствиями, и если не уверен, то лучше на нее не выезжать. А выезд на «встречку» на перекрестке не разрешен даже для поворота налево или разворота. На встречную полосу нельзя в таком случае выезжать, ее можно только пересекать по кратчайшей траектории.

Следует помнить, что объезд препятствия на перекрестке по встречной полосе может трактоваться сотрудниками ДПС как обгон на перекрестке, что является грубым нарушением правил. Ведь объезд препятствия осуществляется с правой стороны.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Можно ли выезжать на встречную полосу?

Во-первых, водитель всегда должен руководствоваться правилами дорожного движения, поэтому первое, о чем надо думать при желании совершить выезд на встречную полосу, — это разрешен ли такой маневр в данном месте и в данное время.

Во-вторых, автолюбитель всегда должен помнить о бдительности и внимательности. Прежде чем совершить то или иное действие за рулем, тот или иной маневр, он должен убедиться, что не создает помеху движению другим автомобилям и не создаст аварийную ситуацию.

Для этого нужно убедиться, что до ближайших автомобилей на полосе встречного движения достаточное расстояние, проверить по зеркалам заднего вида или просто визуально через окно водителя в «мертвой» зоне зеркал, не обгоняет ли его другой автомобиль, чтобы не допустить «подрезания» или бокового столкновения, и только после этого включить «поворотник» и выполнить выезд на встречную полосу для обгона, учитывая все вышеописанные нюансы, но не ограничиваясь ими.

Ситуации всегда разные, и в каждом конкретном случае, в зависимости от разных обстоятельств, нужно поступать по-разному. Главными принципами должны оставаться: безопасность, уважение прав других участников дорожного движения и отсутствие риска создания аварийной ситуации.

При выезде на встречную полосу при повороте налево водитель рискует попасть в ДТП, поэтому так делать нельзя. За это предусмотрена административная ответственность.

А при правильном повороте налево обязательно нужно удостовериться, что поворот разрешен, траектория движения верна, и что помех для других транспортных средств этим маневром водитель не создаст. Встречную полосу нужно пересекать почти под прямым углом, а не двигаться по ней.

Очень важно заблаговременно включить сигнал поворота, чтобы автомобили, идущие сзади, были готовы притормозить и ушли на необходимую дистанцию, чтобы не въехать поворачивающему автомобилю в задний бампер. Резкое торможение перед поворотом может обернуться ДТП.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Какие бывают виды поворотов

Сначала необходимо уяснить, что такое поворот. Поворот – это изменение траектории движения транспортного средства. Это один из главных и самых частых маневров дорожного движения. Съезд к обочине поворотом не считается, так как траектория движения остается прежней.

Перестроение также обгоном не считается, хоть и сопровождается поворотом рулевого колеса в ту или иную сторону, но направление движения сохраняется, поэтому это совсем другое. Обгон не считается поворотом по тем же основаниям. Про движение задним ходом упоминать не стоит, так как здесь и сомнений быть не может.

Следует помнить, что поворот с выездом на «встречку» не допускается.

В правилах дорожного движения выделяют несколько видов поворотов: простой, сложный, опасный, который одновременно может быть и простым, и сложным. Однако этот перечень не исчерпывающий, ситуации на дороге бывают разными, и их все невозможно описать. Итак:

  • Простой поворот — это когда автомобиль поворачивает по понятной траектории, только налево или только направо.
  • Сложный поворот — это когда автомобиль сначала поворачивает в одну сторону, потом, возможно, едет в другом направлении или прямо, направо или змейкой, но все в рамках выполнения одного маневра. Хотя, к счастью, такие ситуации достаточно редки.
  • А опасный поворот, который может быть как простым, так и сложным, характеризуется именно повышенным риском наступления негативных последствий при совершении данного маневра. Поэтому водителям требуется максимальное сосредоточение при прохождении этого участка дороги и снижение скорости.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Как поворачивать и не нарушать ПДД

Поворот, даже если он простой, — маневр потенциально опасный. Нужно всегда обращать пристальное внимание на дорожную разметку и дорожные знаки. Кроме того, нужно постоянно отслеживать обстановку вокруг автомобиля, кто едет сзади, спереди, справа и слева. Нужно одновременно контролировать все вокруг.

Это сложно, но приходит с опытом. Всем нужно помнить, что выезд на встречную полосу при повороте налево — это потенциальный риск бокового или лобового столкновения, поэтому так делать нельзя, придется нести ответственность. А если это еще делается в нарушение предписаний «сплошной», то за это можно лишиться прав.

Поэтому такое маневрирование недопустимо.

Безусловно, перед поворотом заблаговременно нужно подать сигнал остальным участникам дорожного движения о том, что вы собираетесь совершить этот маневр, с помощью «поворотника». При выполнении этих обязательных требований, перечень которых, конечно, не является исчерпывающим, можно снизить риск ДТП.

И еще очень важный момент: поворачивать направо нужно из крайней правой полосы, налево — из крайней левой, если иное не предусмотрено дорожными знаками особых предписаний.

Советы опытных автолюбителей

Как говорят опытные автолюбители, «жизнь научит» водить правильно, подразумевая, что учатся на ошибках. Но лучше учиться заранее, чтобы ошибок не совершать, поэтому, выслушав советы опытных автолюбителей касательно правильного выполнения поворотов, можно выделить несколько важных моментов.

  • Во-первых, при повороте налево выезд на встречную полосу нельзя совершать слишком рано, чтобы «срезать» угол. Поворачивать нужно почти под прямым углом, чтобы избежать движения по «встречке» и только пересечь ее.
  • Во-вторых, нельзя резко тормозить перед поворотом, чтобы никто сзади, зазевавшись, не въехал в автомобиль.
  • И в-третьих, нельзя допускать выезда на встречную полосу при повороте направо, потому что если так случилось, то водитель точно едет неправильно, да еще и может в некоторых случаях лишиться за это прав, не говоря уже о последствиях лобового столкновения.

Почему люди нарушают ПДД?

Всех законопослушных водителей терзает вопрос: почему другие постоянно нарушают ПДД? Например, совершают выезд на встречную полосу на перекрестке. Это же риск и для себя, и для окружающих! Увы, здесь могут разобраться только психологи. Они говорят, что у некоторых людей подсознательно есть желание нарушить правила.

К тому же многие нарушают правила не просто потому, что им этого хочется, а потому, что ситуация заставляет, они спешат, опаздывают или есть какие-то другие экстренные обстоятельства. А есть еще категория людей, которая таким образом самовыражается, им нравится этим привлекать внимание людей.

Тем не менее ничто, кроме крайней необходимости, не может послужить оправданием нарушению ПДД.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Какие санкции за нарушение правил поворота?

Здесь все зависит от того, как именно были нарушены правила при повороте. Например, разворот с выездом на встречную полосу в нарушение предписаний знаков или дорожной разметки наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей.

А если водитель выехал через «сплошную» на встречную полосу и при этом еще и проехал по ней в направлении движения и только после этого совершил поворот, то за такое можно получить в зависимости от обстоятельств либо Штраф 5000 рублей, либо лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Если водитель выполнит поворот в нарушение «двойной сплошной» наказание будет такое же, как и за «одинарную».

Следует помнить, что поворачивать налево нужно с крайней левой полосы, направо — с крайней правой, если иное не предусмотрено дорожными знаками. Если водитель этими правилами при повороте решит пренебречь и случится ДТП, то он получит штраф за то, что не уступил дорогу другому транспортному средству.

Какие самые распространенные нарушения при выполнении поворота?

Одно из самых частых нарушений, которым грешат водители, — это выполнение поворота, немного не доезжая до прерывистой линии разметки, то есть, по сути, поворот через «сплошную».

Юристы советуют так никогда не делать, потому что в таком случае сотрудники ГИБДД имеют полное право выписать штраф на 1000-1500 рублей за поворот через «сплошную». Такое часто случается. Но самое опасное – это выезд на встречную полосу при повороте налево.

Так делать категорически запрещается, но, к сожалению, многие так поступают.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Нормативно-правовая база

Правила поворота регламентируются, конечно же, сводом ПДД. А вот наказания прописаны в КоАП РФ. Зачастую это статьи 12.14 (нарушение правил маневрирования) и 12.

16 (поворот налево и разворот в нарушение предписаний дорожной разметки).

Например, за поворот с выездом на встречную полосу штраф может составить 5000 рублей, либо водитель наказывается лишением прав от 4 до 6 месяцев, если это делается в нарушение предписаний дорожной разметки.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

В заключение

В итоге нужно еще раз отметить, что выполнять поворот с выездом на встречную полосу при повороте налево в нарушение предписаний дорожной разметки нельзя! При повороте в принципе нужно исключить движение по «встречке».

Ее нужно пересекать под прямым углом, попытавшись максимально сократить время нахождения на этой полосе.

Хочется верить, что водители, несмотря на обстоятельства, спешку и нехватку времени, будут более ответственно подходить к соблюдению правил дорожного движения.

Смотрите, какая тема — При повороте налево пересекли сплошную или заехали на встречку – лишение или штраф?

Пересечение сплошной линии, в том числе двойной, не всегда несёт в себе нарушение ПДД.

Но последние по состоянию на 2022 год однозначно трактуют, что при выезде с пересечения нельзя оказываться на встречной полосе движения.

Как узнать, верно ли сотрудник ГИБДД вменяет лишение прав или штраф за заезд на сплошную, даже если вы наехали на неё краем колеса, и как добиться правды, разберём в этой статье.

Читайте также:  Возможно ли: есть квартира, ордер на нее у меня и моего отца. не приватизирована

Пересекли сплошную при повороте налево – это нарушение?

В любом случае да. Всё зависит от того, какую роль здесь играет разметка:

  • если сплошная разделяет 2 или более попутные полосы, то здесь вас может ждать штраф всего в 500 рублей,
  • но если она разделяет встречную от попутного направления при выезде с перекрёстка, и вы её зацепили (в том числе двойную сплошную), то вас уже может ждать ответственность вплоть до лишения прав.

Первый штраф накладывается именно за нарушение разметки по части 1 статьи 12.16 КоАП. То есть за то, что вы перестроились из ряда в ряд в нарушение ПДД. При этом, встречная полоса тут ни при чём, равно как и поворот на перекрёстке перед этим. Нарушение разметки произошло после такого манёвра.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Как видим, в этой схеме-картинке зелёный автомобиль пересекает сплошную разметку, которая разделяет попутные потоки.

Но что будет, если вы пересечёте двойную сплошную и окажетесь на встречной полосе движения?

Если заехали на встречную полосу

Если при выезде с перекрёстка вы оказались на встречной полосе движения, то в этом случае вас ждёт наказание уже по части 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает лишение прав или крупный штраф.

Всё дело в пункте 8.6 Правил дорожного движения, который чётко предписывает:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

И выезд на встречку там, где это по ПДД запрещено, предусматривается специальная административная норма – именно ч.4 ст. 12.15 с возможностью лишить водителя прав на 4-6 месяцев либо при наличии смягчающих обстоятельств назначить штраф 5 000 рублей.

Речь идёт о таком манёвре:

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

И при таком зацепе (двойной) сплошной при повороте налево ответственность, подпадающая под лишение прав, к сожалению, сурова, но законна.

Если разметки не было

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

В этом случае по ПДД вы обязаны поделить дорогу на 2 половины в продольном направлении – левая половина при этом и будет встречной полосой.

Таким образом, если при выезде с перекрёстка при повороте налево вы оказались (частично) на левой половине, то и в этом случае инспектор, вменяя часть 4 статьи 12.15 Административного кодекса, будет прав.

Как определить середину дороги, чтобы поделить попутное и встречное направление? Увы, на глаз! Просто берите уверенный запас при манёвре, только это поможет избежать проблем. Ну и, конечно же, всегда необходим ездить с включенным видеорегистратором.

Зацепил сплошную только колесом

Да даже если вовсе не проехали по сплошной колёсами, а просто выехали габаритами, то по практике 2022 года в отношении вас будет усматриваться состав правонарушения.

Дело здесь в самом принципе безопасности дорожного движения. Очевидно, что пункт 8.6 ПДД создан для того, что не столкнуться со встречными автомобилями при выезде с перекрёстка.

И нельзя говорить о том, что столкновения можно было бы избежать, если вы пересекли сплошную линию всего лишь колесом.

Даже если какая-либо габаритная часть машины попала на встречку, то может быть допущено ДТП с транспортом, который на этой встречке (по отношению к вам) стоит или едет на вполне законных основаниях.

Лишение будет или штраф?

При привлечении водителя по части 4 статьи 12.15 КоАП на дороге только возбуждается дело: составляется протокол, и далее он уходит другому сотруднику – дело рассматривает начальник ГИБДД по месту нарушения. Возможных результата рассмотрения в этом ведомстве два:

  • за пересечение сплошной при выезде с перекрёстка будет выписан штраф 5 000 рублей,
  • если сотрудник решит, что водителя следует лишить прав, то он направляет материалы дела в суд, так как ГИБДД не уполномочено лишать водительских прав.

В суде уже снова решается, назначить штраф или лишение.

А вот что именно будет в вашем случае зависит от смягчающих и отягчающих обстоятельств, список которых исчерпывающе перечислен соответственно в статьях 4.2 и 4.3 КоАП.

Но есть ещё один неписанный фактор, которым непременно руководствуются и инспекторы, и судьи – это наличие у вас штрафов за последний год. Если они есть (даже оплаченные и даже по другим нарушениям), то вероятность более лишения прав как более жёсткой меры наказания возрастает (она ещё не стопроцентная – всё на усмотрение судьи).

Когда лишение или штраф незаконны?

Обратите внимание, в пункте 8.6 речь идёт именно о выезде за границы перекрёстка. На самом перекрёстке запрета пересекать встречную полосу нет.

Более того, на пересечении дорог ещё нельзя однозначно говорить о том, что вы оказались на встречной полосе, потому как вы совершаете манёвр поворота, и окажетесь на встречке, соответственно, только после его завершения – выезда с перекрёстка.

Именно потому 8.6 написан совершенно логично и верно, в полном соответствии с терминами из Правил.

К сожалению, на сегодня часты случаи, когда сплошная или двойная сплошная линия разметки продолжена вплоть до перекрёстка. Примерно вот так:

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

И в таком случае нарушения ПДД вовсе нет, и вот почему!

  1. Согласно пункту 1.2 Правил, границы перекрёстка определяются крайними частями закруглений пересекающихся дорог.
  2. При этом, ГОСТ Р52289-2004 указывает на то, что сплошная линия (1.1) разметки применяется для разделения потоков, а в своём пункте 6.2.9 прямо предписывает, что для обозначения движения по перекрёсткам применяется специальная разметка – 1.7 (с короткими пунктирными линиями).
  3. Следовательно, наличие сплошной и двойной сплошной в пределах перекрёстка не соответствует ГОСТу.
  4. Обратите внимание, что главным здесь является всё ещё пункт 8.6, который запрещает не пересекать разметку, а именно оказываться на встречной полосе при выезде с перекрёстка.
  5. Согласно определению границ перекрёстка имеем такую схему ниже (выделены красной рамкой).

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

На этой схеме мы можем увидеть, что при выезде с перекрёстка зелёный автомобиль оказался в своей полосе и не выезжал на встречку. Следовательно, пункт 8.6 ПДД не нарушен.

Что же тогда остаётся? Штраф за пересечение сплошной? Вовсе нет. Так как по ГОСТу разметку наносить таким образом нельзя, то закономерно, что и состава для привлечения водителя к штрафу здесь не усматривается.

Судебная практика

Такого же мнения придерживаются суды в большинстве случаев. Проще говоря, приведённая выше логическая цепочка того случая, когда лишение прав или штраф за пересечение сплошной при повороте налево на перекрёстке незаконны, основана на решениях и постановлениях из судебной практики.

В качестве примера приведём одно из таких постановлений, где дело прекращено за отсутствием в действиях водителя состава правонарушения.

Сложный маневр — поворот налево на перекрестке со светофором

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

  • Поворот налево на многополосных дорогах кажется на первый взгляд достаточно сложным маневром.
  • Связано это с тем, что приходится поворачивать аккуратно и за пару приемов.
  • Но если действовать по правилам, то трудностей не возникает.

Правила пересечения регулируемых перекрестков

Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:

  • Работающий трехцветный светофор отменяет действующие знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу».
  • Двигаться можно только на зеленый (разрешающий) сигнал. Соблюдать при движении рядность, а соответствующую полосу занимать заранее.
  • При загорании разрешающего сигнала светофора, следует уступить дорогу всем ТС и пешеходам, завершающим свой маневр на перекрестке.
  • У светофора с дополнительной секцией со стрелкой движение разрешается только в направлении, указываемом стрелкой и при ее включении.
  • Зеленая стрелка включается одновременно с красным сигналом. Это означает, что проезд в этом направлении разрешается, но при этом потребуется уступить дорогу всем ТС, движущимся в других направлениях.
  • Действия регулировщика обладают самым высоким приоритетом, даже если они противоречат дорожной разметке и сигналу светофора.

Начинающие водители первое время боятся оживленных перекрестков и поворотов на нем налево. Причин этому несколько.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Поворот налево — траектория

Во-первых, при подобном маневре приходится быть особенно внимательным и пропускать не только встречный транспорт, но и пешеходов. Скорость встречного движущегося потока может быть высокой, что и создает у новичков нервозность, во время ожидания «окна» для маневра.

Во-вторых, при левом повороте стойка автомобиля ухудшает обзор и приходится дополнительно вертеть головой для безопасного завершения маневра.

В-третьих, часто приходится завершать маневр под мигающий зеленый и проезжать перекресток вместе с уже начавшими движение машинами поперечного направления. Такая ситуация исключается, если у светофора есть дополнительная боковая секция со стрелкой.

Рекомендации новичкам, которые помогут чувствовать себя увереннее на перекрестке:

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

  • Если вы приближаетесь к светофору с горящим зеленым, снизьте скорость. Возможно, в это время завершает маневр автомобиль, не успевший проехать. Особенно внимательным нужно быть на ограниченно просматриваемых перекрестках.
  • Заметив вдали красный сигнал светофора, не торопитесь и снизьте скорость. Пока вы будете приближаться, может загореться зеленый, и вы проедете без остановки.
  • Не рекомендуется проскакивать регулируемый перекресток на мигающий зеленый сигнал. Светофор мигает всего 3 секунды, а затем на нем загорается желтый, проезд на который запрещен. Продолжать движение можно только в случае, если придется воспользоваться экстренным торможением для остановки.

Поворот налево на перекрестке

Двигаясь по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора, и поворачивая налево, водитель обязан убедиться в безопасности совершаемого действия согласно ПДД. Для этого посмотреть в зеркала заднего вида и на зебру для пешеходов впереди.

Всегда могут найтись лихачи, которые срежут угол поворота или объедут вас слева, например, с трамвайных путей.

В отсутствие встречки совершать левый поворот можно сходу, не занимая выжидательной позиции в центре перекрестка. У такого метода есть свои преимущества. Минимальное время нахождения на полосе встречного потока, не создается помеха идущим позади автомобилям.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Как не попасть в аварию на перекрестке

В остальных случаях водитель должен занять выжидательную позицию на линии перед выездом на перекресток, включить левый поворот и пропускать встречные автомашины. На середину пересечения дорог выезжать не рекомендуется по следующим причинам:

  • Пустая трата вашего времени.
  • Если загорится красный свет, а проехать вы не успеете, то можно оказаться в неприятной ситуации и перекрыть проезд для автомобилей.
  • Идущая следом машина может попытаться проехать прямо, не дожидаясь, когда полностью освободиться полоса движения, и спровоцировать ДТП.
  • Выезд на середину перекрестка оправдан, если встречная автомашина также поворачивает налево, тогда маневр можно завершить без риска для других участников движения.
Читайте также:  Какое право на квартиру имеет прописанный в ней человек со своим несовершеннолетним ребенком?

При ожидании на перекрестке своей очереди повернуть налево никогда не выкручивайте руль в сторону поворота. При возможном ударе идущей следом машины есть вероятность вылететь на встречную полосу, и последствия могут быть тяжелее. Вращение рулем начинаем вместе с движением авто.

Дополнительная стрелка указателя поворота упрощает совершение подобного маневра.

Приближаясь к такому светофору, водитель должен знать следующее:

  • Сигнал основной секции светофора всегда находится в приоритете. Если зеленая стрелка совпадает с таким же на светофоре, проезжаем не задумываясь, – у нас главная дорога.
  • Зеленая стрелка с красным основным светом означает необходимость предоставить преимущество другим транспортным средствам. Например, поворачивающим направо автомашинам.
  • Свою полосу для поворота занимаем заблаговременно. Она имеет графическое обозначение на асфальте и соответствующий знак перед перекрестком. Перестроения непосредственно перед стоп-линией запрещены.
  • При совершении данного маневра нельзя использовать правило правой руки. Правильнее руководствоваться только сигналами светофора и дополнительными знаками.

Действия водителя при регулировщике ничем не отличаются. Поворот налево разрешен всего в трех случаях:

  • Регулировщик стоит боком, руки вытянуты или опущены вниз;
  • Регулировщик стоит левым боком, правая рука вытянута в сторону;
  • Регулировщик стоит к вам лицом, правая рука направлена в вашу сторону.

Вероятные аварийные ситуации и как их избежать

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

При завершении маневра водитель всегда должен их пропустить, даже если отсутствует разметка пешеходного перехода.

Двигаясь за поворачивающим налево автомобилем, будьте особенно внимательны — он закрывает обзор, и за ним может внезапно оказаться человек.

Включенный поворотник у встречного или попутного автомобиля не всегда означает готовность совершить маневр. Возможно, водитель позабыл его отключить или виновна неисправность. Поворачиваем после того, как точно стало известно направление движения этого автомобиля.

Не пытайтесь проскочить поворот вторым или третьим рядом с одной полосы движения. Такое встречается часто на загруженных перекрестках, но запрещено правилами и небезопасно.

У большегрузных машин и длинномеров радиус разворота больше и есть вероятность заноса задней выступающей части. Это необходимо учитывать, совершая с ними маневр в попутном или встречном направлении.

Всегда при повороте налево пользуйтесь принципом – не начинайте маневр, если видимость недостаточна или участок дороги занят другими автомобилями.

Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа

Или звоните по телефонам:

Об определимости приоритета при повороте налево по сигналу дополнительной секции светофора

Довольно часто возникают весьма оживленные дискуссии о регламентировании Правилами дорожного движения порядка выполнения поворота налево /разворота на основной зелёный сигнал светофора и стрелки в дополнительной секции. «Работает» ли в данном случае пункт 13.4 Правил дорожного движения?

На самом деле — этот спор вечен, если всё «смешивать» механистически, без системной взаимосвязи норм, ещё и под соусом п. 13.4 ПДД.Версии же адептов учения о вездесущей, прости Господи, «помехе справа», — не выдерживают никакой критики. У них на всё один ответ – п. 8.9. Такое прокрустово ложе под любую организацию дорожного движения (ОДД).

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

Итак, следующая ситуация: регулируемый перекрёсток, включенный световой сигнал зеленого цвета и включенная стрелка в дополнительной секции. Условный Участник 1 по указанным сигналам светофора осуществляет поворот налево.

Зачем нам нужен светофор: совершал поворот из своей полосы налево пересекая при этом полосу встречного движения

В данном случае условный Участник 1 (осуществляющий поворот налево на включенный световой сигнал зеленого цвета и включенную стрелку в допсекции) руководствуется п. 1.3 ПДД — участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров.

Участник 1 знает, что к нему относится основной зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией. Сигналы для других пользователей дороги Участнику 1 неизвестны

Условный Участник 2 осуществляет движение на основной красный сигнал с включенной дополнительной секцией (подобная ОДД иногда встречается).

Согласно п. 13.4 ПДД при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан УСТУПИТЬ ДОРОГУ транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

УСТУПИТЬ ДОРОГУ (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, ИМЕЮЩИХ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ ПРЕИМУЩЕСТВО, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД).

Преимущество (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (п. 1.2 ПДД).

Самое главное — есть ли (может ли вообще быть в такой фазе) у условного Участника 2 ПРЕИМУЩЕСТВО?

Очевидно, что приоритета не может быть у Участника 2 в принципе при указанных режимах работы светофорного объекта, если режим работы светофоров соответствуют требованиям законодательства.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых ОБЯЗАТЕЛЬНО в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Поворот через встречную полосу: что ждет водителя?

Иногда поворот может быть произведен строго под углом в 90 градусов, но бывает и такое, что непроизвольно или при желании быстрее проскочить водитель незначительно нарушает ПДД. В итоге горе-водителя оформляют по ч.4 ст. 12.15 за выезд на полосу встречного движения.

Чтобы понять, какое нарушение было совершено и как его квалифицировать, обратимся к ПДД. Пункт 8.6 ПДД РФ фактически устанавливает правила совершения поворота: Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Обращаю внимание водителей на то, что важным аргументом при разрешении спора в суде будет являться описание состава и события административного правонарушения, указанного в протоколе. Именно от формулировки и будет зависеть то, как вполне безобидный поворот будет трактоваться. Рассмотрим возможные варианты:

1. Водитель произвел выезд на полосу встречного движения и проследовал по ней в нарушение ПДД. 2. Водитель при совершении поворота налево выехал на полосу встречного движения.

3. Водитель, совершая поворот, выехал на полосу встречного движения и проследовал по ней 10 метров. За исключением части 3 ст. 12.15 КоАП.

Если одно из представленных описаний одного и того же события прочтет судья, то она может представить себе три абсолютно разные картины произошедшего. В первом случае о совершении поворота вовсе не упоминается, следовательно, привлечение формально будет законным.

Во втором случае есть возможность разбираться и, возможно, переквалифицировать в ч.3 ст. 12.15. В третьем случае «поворот» изначально относится к намерению, которое сопровождается выездом на встречную да еще и исключает возможность привлечения по ч.3 ст. 12.15 — статья 12.15.

4 в чистом виде.

В этом случае при построении своей защиты важно обратить внимание на 3 основных момента:

 — указано ли инспектором в протоколе, что водитель привлекается за выезд на полосу встречного движения в результате совершения поворота, при этом исключается возможность привлечения по ч.3 ст. 12.15 КоАП.

Однозначно благоприятный исход ждет водителя в том случае, если дано указание на совершение поворота, в результате которого была пересечена разметка, и нет указания о прямом выезде и направленном движении по встречной полосе;

 — имеется ли схема, и как она составлена в части соответствия имевшим место событиям;

 — обратить внимание на пункт ПДД, который, по мнению инспектора, был вами нарушен. Как мы установили, речь может идти о п.п.8.6 ПДД, но не исключено, что водителю будет вменяться п.п. 9.2. Если речь идет о п.п. 9.2, посмотрите на сам перекресток. П. 9.2 применим только в случае наличия разметки 1.3, то есть «двойной сплошной».

Очень важно все три указанных выше пункта начать прорабатывать еще на этапе составления протокола об административном правонарушении. В этом случае вы с самого начала имеете возможность влиять на построение доказательной базы.

Имеется ли в данном случае возможность привлечения гражданина в соответствии со ст. 12.15.3 КоАП? Отбрасываем в сторону все разъяснения, данные милицейским начальством, поскольку они не несут в себе никакой практической информации и не принимаются судами как безоговорочное признание вины и не являются основанием для установления ее отсутствия, и разбираемся, основываясь на законе.

Обратимся к КоАП РФ, а именно к ст. 12.15 ч. 3. Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Методом анализа статьи устанавливаем, что ч.3 предусматривает ответственность за любой выезд на полосу встречного движения, если он связан с поворотом налево. В описанном случае имеет место именно такой маневр. Следовательно, в случае, если произошло такое нарушение, оно может квалифицироваться не иначе как по ч.3 ст. 12.15 КоАП.

При осуществлении своей защиты, обратите внимание на угол обзора инспектора. Речь в данном случае идет вот о чем. Факт нарушения может быть зафиксирован исключительно в случае пересечения сплошной линии разметки.

Отсюда следует, если инспектор находится справа от водителя, то это в итоге не позволяет ему увидеть, была пересечена разметка или нет.

Фактически, все доводы инспектора могут основываться исключительно на том, что при такой траектории движения, скорее всего, водитель пересекает линию разметки там, где это запрещено ПДД. Но за «скорее всего» протокол не составляется и права управления никого не лишают.

К материалам можно приложить фото данного участка с точки, в которой находился инспектор, и показать на конкретных примерах, мог ли ИДПС увидеть, как именно был совершен маневр и насколько четко видно, пересекает водитель линию дорожной разметки или нет.

Не нарушайте! Удачи на дорогах!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *