Заявление

Имеетс решене сда, а предприятие заявило о ликвидации

Закрытие ООО может происходить по различным причинам, но способа в законодательстве предусмотрено только два — по решению его участников (добровольная ликвидация фирмы) и по решению суда (принудительное закрытие предприятия).

Как закрыть ООО самостоятельно? Если ликвидировать общество решили его собственники, то тут можно обратиться за помощью к юристам, специалистам в этой области или изучить вопрос, как закрыть ООО, самостоятельно.

Имея общее представление о порядке действий при ликвидации, это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Тем более, что многие справочно-правовые системы предоставляют в помощь таблицы с описанием, как ликвидировать ООО самостоятельно (пошаговая инструкция 2020).

Остановимся на наиболее значимых моментах процедуры закрытия.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

1 этап. Принятие решения

Начинается ликвидация с принятия соответствующего решения. В случае добровольного прекращения деятельности решение об этом принимается общим собранием участников (учредителей).

Вся процедура, предшествующая проведению общего собрания участников, где есть вопрос «ликвидация компании», не отличается от процедуры созыва собраний для решения других вопросов.

Поэтому документы, составляемые на этом этапе ликвидации, не будут отличаться по форме от документов, которые необходимо готовить для созыва любых общих собраний участников.

2 этап. Инвентаризация

Проведение инвентаризации имущества общества, которое находится в стадии закрытия. На данном этапе составляется приказ о формировании комиссии по инвентаризации, ее сроках и порядке проведения.

По итогам должны быть оформлены инвентаризационные описи или акты инвентаризации, а также ведомость результатов, выявленных инвентаризацией.

Нормативный акт, которым необходимо руководствоваться при проведении инвентаризации на этом этапе, — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

3 этап. Общее собрание

Следующим шагом является оформление решения общего собрания участников общества о его ликвидации соответствующим протоколом. Одновременно определяется состав ликвидационной комиссии или назначается ликвидатор. С этого момента полномочия по управлению деятельностью компании передаются комиссии или ликвидатору. Ликвидацию проводят эти лица. Полномочия директора прекращаются.

Шаблон решения общего собрания участников общества

Имеетс решене сда,  а предприятие заявило о ликвидации

После этого необходимо известить Федеральную налоговую службу о ликвидации по форме № Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ, такое уведомление должно быть направлено в регистрирующий орган в срок не более трех дней с даты принятия решения о прекращении работы. Несоблюдение этого срока наказывается по ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ. С момента регистрации уведомления в сведениях о данном юридическом лице появится информация, что юридическое лицо приняло решение о закрытии. Здесь стоит помнить, что налоговый орган после получения такой информации может прийти в организацию с проверкой.

4 этап. Уведомление кредиторов

Далее уведомляются кредиторы и работники предприятия. Порядок этой процедуры предусмотрен п. 1 ст. 63 ГК РФ и Трудовым кодексом РФ.

Ликвидационная комиссия размещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о закрытии фирмы и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации). Комиссия также самостоятельно принимает меры к выявлению кредиторов организации, исходя из документации.

Образец публикации в печати

Имеетс решене сда,  а предприятие заявило о ликвидации

До наступления следующего этапа проходит срок минимум два месяца, в течение которого ликвидируемое общество ждет предъявления требований от кредиторов. Последним дается время на обращение и защиту своих прав. Процедура рассмотрения обращений кредиторов законодательно не установлена, поэтому общество само определяет, каким образом вести учет предъявляемых претензий и рассматривать их.

5 этап. Ликвидационный баланс

После истечения срока на предъявление претензий кредиторов общество составляет промежуточный ликвидационный баланс, это следующий этап ликвидации.

Его форма не утверждена, но из анализа практики можно сделать вывод, что такой баланс должен отвечать всем требованиям Правил бухгалтерского учета.

На уровне закона установлен только перечень сведений, которые необходимо включить в ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты рассмотрения требований;
  • требования, удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению общим собранием участников, и о факте его составления уведомляется налоговый орган. Для этого используется та же форма уведомления, что и при принятии решения о ликвидации общества — № Р15001.

6 этап. Выплаты кредиторам

На этой стадии происходит выплата денежных средств кредиторам. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ, общество при выплатах руководствуется утвержденным промежуточным ликвидационным балансом. После выплат кредиторам общества следует обратить внимание на обязанность уведомить о прекращении деятельности Пенсионный фонд РФ.

Данный этап заканчивается составлением ликвидационного баланса. Иногда юридическое лицо проводит перед этим повторную инвентаризацию. К ликвидационному балансу стоит подойти со всей ответственностью, т. к.

в судебной практике имеется достаточно споров, где запись в реестре о ликвидации общества признается недействительной по причине отсутствия ряда сведений в ликвидационном балансе.

Утверждение ликвидационного баланса является исключительной компетенцией общего собрания участников.

Материал по теме
Пять законных способов ликвидации компании с долгами

7 этап. Распределение имущества организации

На заключительной стадии между собственниками предприятия распределяется имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, происходит увольнение всех сотрудников, а также вносится запись о ликвидации общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Шаблон решения последнего общего собрания общества

Имеетс решене сда,  а предприятие заявило о ликвидации

Таким образом, ликвидация предприятия (пошаговая инструкция 2020 года) состоит из вышеописанных этапов и заканчивается соответствующей записью в ЕГРЮЛ.

Увольнение сотрудников при ликвидации

Необходимо строго соблюдать порядок ликвидации ООО: пошаговая инструкция 2020 года должна обязательно включать пункты о своевременном увольнении работников, а также об уведомлении службы занятости.

При этом должны быть соблюдены все гарантии работников, иначе ликвидация не будет считаться законной.

Уведомление о ликвидации необходимо сделать не менее чем за 2 месяца, выплатить положенные компенсации, выдать необходимые документы и сделать отметку в трудовой книжке, что увольнение производится в связи с ликвидацией.

Материал по теме
Увольнение при ликвидации организации, пошаговая инструкция

Нюансы ликвидации

Процедура принудительного закрытия организации (по решению суда) практически не отличается от вышеописанной процедуры ликвидации. Здесь основной правовой нормой является п. 3 ст.

61 ГК РФ, где перечислены случаи, когда общество может быть ликвидировано принудительно.

Решением суда о ликвидации общества на его участников или на орган, уполномоченный на такую процедуру по учредительным документам, могут быть возложены обязанности по осуществлению всех необходимых мероприятий.

Принудительную или добровольную ликвидацию общества следует отличать от банкротства ООО. В случае банкротства ее порядок устанавливается Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае если на этапе ликвидации, когда происходит удовлетворение требований кредиторов, имеющихся средств недостаточно, ликвидация прекращается, а комиссия или ликвидатор должны обратиться в суд в целях признания должника банкротом.

Налоговая инспекция может провести проверку после получения уведомления о ликвидации. Если будет обнаружена задолженность перед ИНФС, ликвидация станет невозможной.

Ответственность ликвидационной комиссии и ликвидатора

В процессе ликвидации необходимо строго придерживаться требований закона. В случае их нарушения перечисленные лица могут быть привлечены к ответственности:

  • при причинении в ходе ликвидации убытков кредиторам или участникам общества возлагается обязанность возместить ущерб, ст. 53.1 и 64.1. ГК РФ. При нарушении правил ликвидации члены комиссии несут ответственность солидарно;
  • при обнаружении в ходе ликвидации организации недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов необходима подача заявления в Арбитражный суд. Если этого не сделано в ходе ликвидации, в соответствии со ст. 399 ГК РФ и норм ФЗ «О банкротстве», возможно привлечение к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества самого ООО;
  • если есть признаки банкротства, но происходит в ходе ликвидации организации сокрытие имущества или его уничтожение, возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 195 УК РФ.

Таким образом, ликвидация организации производится в порядке, установленном законом, и в зависимости от ее условий может быть как проблемной и затратной, так и достаточно простой процедурой.

При обращении к юристам в целях ликвидации организации следует учитывать, что стоимость услуги зависит от объема работы. Например, в рекламных объявлениях по Москве заявлено, что ликвидация стоит от 10 000 рублей, однако речь идет о простейших случаях, когда нет сотрудников и долгов.

При таких обстоятельствах провести ликвидацию можно и самостоятельно. Предварительную консультацию по набору документов для ликвидации можно получить в налоговой инспекции, ведь весь процесс будет контролироваться ИФНС.

Ликвидация организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Протокол общего собрания

Ликвидация ООО пошаговая инструкция в 2022 году

Имеетс решене сда,  а предприятие заявило о ликвидации

Ликвидация ООО – это прекращение существования общества с ограниченной ответственностью без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано его участниками добровольно или по решению суда в случаях, указанных в статье 61 ГК РФ. В этой статье мы рассмотрим процесс добровольной ликвидации ООО.

Процесс ликвидации общества сложный и длительный. Прежде чем его начинать, подумайте, может быть, в вашем случае есть возможность продать свою долю в организации другим лицам. В этом случае ООО продолжит существовать, но уже без вашего участия. Такой вариант называют еще «альтернативной ликвидацией», хотя правильнее было бы его назвать «альтернативой ликвидации». 

Кроме ликвидации общество может быть реорганизовано. Приведем краткую характеристику видов реорганизации ООО:

Вид реорганизации ОписаниеСтатья закона «Об ООО»
Слияние Создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних 52
Присоединение Прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу 53
Разделение Прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам 54
Выделение Создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. 55
Преобразование Общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив 56

Перед началом ликвидации ООО должно сообщить об этом факте и о предстоящем увольнении своим работникам и в органы службы занятости, не позднее, чем за два месяца до начала процесса.

Читайте также:  Оплата телефона: ценовая дискриминация: почему пенсионеры платят за телефон по пониженным ставкам

Увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, кроме того, за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не больше двух месяцев со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ).

Если в вашем случае необходима именно ликвидация ООО без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, то предлагаем сначала ознакомиться с последовательностью, в которой должна проходить ликвидация, после чего рассмотрим эти пункты подробно.

  1. Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о факте ликвидации налоговой инспекции и фондов.
  3. Публикация о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Уведомление о ликвидации в Федресурс (ЕФРСФДЮЛ).
  5. Уведомление каждого кредитора о ликвидации общества.
  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса.
  7. Подача в налоговую инспекцию пакета документов для ликвидации.
  8. Получение документов о государственной регистрации ликвидации ООО.

Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии

Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором.

Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ.

К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.

Пример протокола общего собрания участников о ликвидации ООО

Пример решения единственного участника о ликвидации ООО

Уведомление о факте ликвидации налоговой инспекции и фондов

Сообщить в налоговую инспекцию о ликвидации ООО надо в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения по форме Р15016, заверенной нотариально.

К уведомлению прикладывается и само решение о ликвидации. На основании этих документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ информацию о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Уведомлять фонды (ПФР и ФСС) об этом факте самостоятельно уже не требуется. 

После получения уведомления о ликвидации ООО налоговая инспекция может начать выездную проверку, независимо от того, когда и по какому предмету проводилась предыдущая проверка. Запросить документы, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой пенсий, выплатой взносов и пособий могут и фонды – Пенсионный и ФСС.

Публикация о ликвидации ООО в «Вестнике государственной регистрации»

Согласно п.1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна опубликовать в СМИ сообщение о ликвидации ООО. В сообщении указывают порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть меньше двух месяцев с момента публикации.

Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) установил, что изданием, в котором публикуется сообщение о ликвидации является «Вестник государственной регистрации». Разместить сообщение можно через специальную форму. 

Имеетс решене сда,  а предприятие заявило о ликвидации

Уведомление в Федресурс

Федресурс — это единый федеральный ресурс сведений об юридических лицах. Ранее информацию о ликвидации ООО в Федресурс передавали налоговые органы. Однако теперь эту обязанность возложили на саму организацию.

Поэтому в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо подать уведомление об этом в Федресурс (статья 7.1 закона «О регистрации юрлиц и ИП»).

Размещение платное и требует наличия электронной подписи или обращения к нотариусу.

Уведомление каждого кредитора о ликвидации общества

Кроме публикации в «Вестнике» ликвидационная комиссия должна письменно уведомить о начале процедуры ликвидации ООО всех известных кредиторов.

Факт уведомления должен подтверждаться заказными письмами с уведомлением о вручении или подписью уполномоченного лица кредитора.

На этапе уведомления расчеты с отдельными кредиторами еще не производятся, а только принимаются предъявленные ими требования.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).

О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016.

Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4».

Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.

Обратите внимание: в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (ст. 63 ГК РФ). Исходя из этого, добровольная ликвидация ООО возможна только в случае, если долгов у организации не будет.

Если еще перед ликвидацией ООО становится ясно, что денежных средств и имущества общества не хватит на удовлетворение требований всех кредиторов, то рекомендуем сразу обращаться к специалистам по банкротству.

Здесь есть очень много нюансов, таких как, кем будет инициировано банкротство, и кто назначит арбитражного управляющего.

Не стоит также пытаться избавиться по сомнительным советам от имущества ООО перед его ликвидацией, чтобы не быть привлеченным к субсидиарной ответственности.

Подача в налоговую инспекцию пакета документов для ликвидации ООО

После того, как требования кредиторов удовлетворены, комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, содержащий информацию о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками. И промежуточный, и окончательный ликвидационные балансы утверждаются общим собранием участников.

Если за счет недобросовестных действий ликвидатора активы организации в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может отказать в ликвидации ООО.

Действительно, активы, указанные в промежуточном балансе, в большинстве случаев могут только уменьшиться (из-за удовлетворения требований кредиторов), но никак не увеличиться. Если же происходит рост активов по окончательному балансу, то это может говорить о том, что активы были временно выведены из ООО, чтобы «не достаться кредиторам».

Пока ведется процесс ликвидации ООО, организация может продолжать вести деятельность, приносящую прибыль, но на практике контрагенты с большим недоверием относятся к таким сделкам.

Хозяйственные операции, по которым активов в ООО «прибыло» уже после утверждения промежуточного баланса, могут подвергаться тщательной проверке налоговых органов, и стать причиной отказа в ликвидации ООО.

Иск о признании ликвидации ООО недействительной по причине того, что сумма активов по окончательному балансу превысила сумму активов по промежуточному балансу могут подать впоследствии и кредиторы, чьи требования остались неудовлетворенными. Судебная практика по такому вопросу имеется, и она не всегда в пользу недобросовестных участников ликвидируемого ООО.

После завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемой организации распределяется между участниками общества (ст. 58 закона «Об ООО»). В первую очередь производится выплата распределенной, но невыплаченной части прибыли, а во вторую – распределяется оставшееся имущество общества согласно долям в уставном капитале.

Окончательный пакет документов для регистрации факта ликвидации ООО состоит из:

  • третьего заявления по форме № P15016, заверенного нотариально;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • решения общего собрания об утверждении ликвидационного баланса;
  • документа об уплате госпошлины (800 рублей);
  • документа, подтверждающего представление в ПФР и ФСС сведений персонифицированного учета.

Государственная регистрация ликвидации ООО проводится в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в ФНС.

Получение документов о государственной регистрации ликвидации ООО

Единственным документом, который подтверждает ликвидацию ООО, является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007.

Способы подачи и получения документов в процессе ликвидации ООО такие же, как и при других обращениях в налоговую инспекцию:

  • лично председателем ликвидационной комиссии или ликвидатором;
  • представителем по нотариально удостоверенной доверенности;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
  • подписанные электронной цифровой подписью.

После того, как ликвидация ООО подтверждена листом записи из ЕГРЮЛ, останется только: закрыть расчетный счет; уничтожить печать в специализированной организации; сдать документы ликвидированного общества в архив (ст. 23 закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ).

Каковы последствия ликвидации юрлица

Имеетс решене сда,  а предприятие заявило о ликвидации

Адвокат Антонов А.П.

Ликвидация — достаточно длительный процесс, который заканчивается внесением записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юрлица. С этого момента юрлицо больше не существует, то есть оно более не имеет прав и не несет никаких обязанностей.

В частности, с юрлица уже нельзя взыскать долг, оно не может выступать в суде в качестве истца или ответчика.
При этом права и обязанности ликвидированного юрлица по общему правилу никому не переходят, но есть изъятия из этого правила.

Между тем, свои последствия при ликвидации юрлица имеет не только внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении его деятельности. Определенные последствия наступают и после внесения записи о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации.

Каковы правовые последствия совершения отдельных регистрационных действий в рамках процедуры ликвидации юрлица
Ликвидация — достаточно длительный процесс, и в рамках нее юридическому лицу три раза приходится обращаться в регистрирующий орган.

По результатам данных обращений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи (п. 1 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. п. 1, 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):
о нахождении юрлица в процессе ликвидации.
Как правило, одновременно с уведомлением о принятии решения о ликвидации регистрирующий орган в соответствии с п.

Читайте также:  Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП уведомляется о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии). Это связано с тем, что согласно п. 1 ст.

63 ГК РФ именно ликвидатор (ликвидационная комиссия) осуществляет дальнейшие действия по ликвидации юрлица, в частности публикует сообщения, уведомляет кредиторов, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В соответствие с п.

2 вышеуказанной статьи ГК РФ данные действия должны быть совершены до составления промежуточного ликвидационного баланса, о чем регистрирующий орган уведомляется позже;
составлении (утверждении) юрлицом промежуточного ликвидационного баланса.

Закон о госрегистрации юрлиц и ИП не указывает на то, что при подаче документов в регистрирующий орган о составлении (утверждении) промежуточного ликвидационного баланса вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Однако это следует из п. 100 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@;
прекращении деятельности юрлица.

При этом правовые последствия влечет не только внесение записи о прекращении деятельности юрлица, но и о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

 Каковы правовые последствия внесения записи в ЕГРЮЛ о нахождении юрлица в процессе ликвидации
После внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении юрлица в процессе ликвидации:
1)не допускается (п. 2 ст.

20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):
вносить изменения в учредительные документы юрлица;
регистрировать новые юрлица, учредителем которых будет ликвидированное юрлицо;
включать ликвидируемое юрлицо в состав учредителей (участников) уже созданных юрлиц;
реорганизовывать юрлица, участником которых является ликвидируемое юрлицо;
2)прекращается исполнительное производство, за исключением исполнительных производств, не связанных с имущественными взысканиями (п. 6 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, см. также Позицию АС округов);
3)требования заявляются исключительно ликвидатору (ликвидационной комиссии). Заявлять требование в суд можно, только если ликвидатор (ликвидационная комиссия) отказал в удовлетворении требования или уклонился от его рассмотрения (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ, см. Позицию АС округов).
При этом некоторые суды считают, что допустимо предъявлять требование в суд без предварительного его предъявления ликвидатору (ликвидационной комиссии) (см. Позицию АС округов);
4)запрещается принудительно взыскивать с данного лица налоги, сборы, пени, штрафы (см. Позицию АС округов);
5)отчуждение имущества при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов возможно только через торги, если стоимость отчуждаемого объекта имущества согласно утвержденному промежуточному балансу 100 тыс. руб. и более. Указанное правило не касается учреждений (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

В иных не указанных выше случаях внесение записи о нахождении юрлица в процессе ликвидации не ограничивает его право заключать сделки, то есть в рамках процесса ликвидации юрлицо еще может вести хозяйственную деятельность.

 Каковы правовые последствия внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юрлица
После внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юрлица:
1)его ликвидация считается завершенной, а юрлицо — прекратившим существование без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ);
2)правоспособность юрлица прекращается (п. 3 ст. 49 ГК РФ);
3)обязательства, в которых участвовало юрлицо, прекращаются, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.) (ст. 419 ГК РФ).
Кроме того, с момента внесения указанной записи считаются погашенными (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):
1)требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
2)требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано;
3)требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям.

Учтите, что данное правило касается ограниченного круга юрлиц, а именно тех юрлиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ). Например: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Имеетс решене сда, а предприятие заявило о ликвидации

Здравствуйте!

В соответствии со ст. 63 и ст.64 ГК РФ Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лПри ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

  • То есть, если организация находится в состоянии ликвидации, то Вам следует подать заявление о включение Ваших требований в реестр кредиторов.
  • В случае отказа ликвидационной комиссии рассмотреть Ваше заявление Вам следует подавать исковое заявление о включении Ваших требований в реестр кредиторов.
  • Если ликвидируемое предприятие относится к казенным предприятиям или учреждениям, то при недостаточности денежных средств для удовлетворения Ваших требований, Вы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
  • В ином случае при недостаточности средств для погашения требований кредиторов, они считаются погашенными.
  • Таким образом, сейчас Вам следует направить заявление о включении Ваших требований в реестр кредиторов и потребовать предоставить сведения о наличии имущества Должника.
  • Смогу оказать услугу по составлению заявления и иска, а также проконсультировать по перспективам решения вопроса.
  • С уважением Ф. Тамара

01 февраля 2013, 16:46

Ликвидация при наличии судебного спора

Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация при наличии судебного спора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Ликвидация при наличии судебного спора

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2021 N 309-ЭС20-21730(1,2) по делу N А60-22505/2019Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании должника несостоятельным (банкротом).

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как изложенные в жалобах доводы были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права, сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Читайте также:  Срок ответа на претензию

Проверяя законность судебных актов и соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для признания требования кредитора подлежащими удовлетворению в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты, суд округа руководствовался статьями 363, 365 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, и, исходя из установленных по делу обстоятельств (наличие в обществе «Гранит-XXI век» корпоративного конфликта, подконтрольность общества «МедСервисУрал» Серебренникову А.В., являющимся одним из поручителей должника и его контролирующим лицом), указал, что данное требование не может конкурировать с требованиями независимых кредиторов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ликвидация при наличии судебного спора

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Варианты поведения кредитора при добровольной ликвидации должника. Анализ судебной практики(Борисенко А.В.)

(«Вестник экономического правосудия Российской Федерации», 2020, N 5)

Еще одним доводом в пользу обращения в суд с иском к должнику вообще и к ликвидируемому должнику в частности является Закон о государственной регистрации. Согласно п. 5 ст.

20 данного Закона в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению. То есть последствием наличия судебного спора с ликвидируемым должником, о котором известно регистрирующему органу, будет приостановление регистрирующим органом процесса ликвидации должника. Неисполнение указанного требования Закона о государственной регистрации может быть основанием для признания недействительным решения регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица .

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Принудительная ликвидация ООО и непубличного АО по заявлению участника (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ): российский и зарубежный опыт(Шаматонов А.И.)

(«Статут», 2020)

См., например: дела N А24/2913/2015, А40-249753/15, в которых, несмотря на наличие множества судебных споров, суды отказали в ликвидации, и дела N А57-30921/15, А09-10232/16, А46-12003/2014, в которых суды указали наличие множества судебных споров в числе доводов в ее пользу.

Нормативные акты: Ликвидация при наличии судебного спора

«Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)С. обратился в арбитражный суд первой инстанции с требованием о ликвидации Акционерного общества (далее — общество) и о назначении ликвидатором общества арбитражного управляющего. В качестве оснований для ликвидации истец указал, что в обществе существует длительный корпоративный конфликт, который делает невозможным достижение целей, ради которых создано общество, осуществление деятельности юридического лица считает невозможным. В частности, указывалось на наличие многочисленных судебных споров (о взыскании убытков, об оспаривании сделок, об оспаривании решений общих собраний акционеров общества, о представлении документации и др.). Также отмечается, что до настоящего времени не удается принять решение об избрании единоличного исполнительного органа.

Ликвидация организации не освобождает ее от исполнения обязательств

В связи с вступлением в законную силу решения суда о взыскании с охранной фирмы убытков в пользу общества «РТК Логистика» было возбуждено исполнительное производство. После вступления решения в силу руководство охранной фирмы приняло решение о ее добровольной ликвидации, о чем была внесена запись в ЕГРЮЛ. Далее суд принял к производству заявление фирмы о признании ее банкротом.

В рамках исполнительного производства с расчетного счета охранной фирмы была списана сумма в размере 1,26 млн рублей и зачислена на депозитный счет подразделения судебных приставов, а затем на счет общества «РТК Логистика».

Впоследствии судебное решение о взыскании денежных средств с охранной фирмы было отменено, а в удовлетворении предъявленных к этой организации требований отказано. В это же время в отношении ликвидируемой охранной фирмы было введено конкурсное производство.

Фирма, сославшись на то, что в связи с принятием решения о ее добровольной ликвидации исполнительное производство должно было быть окончено судебным приставом-исполнителем, обратилась в суд с требованием о возмещении списанной с ее счета суммы, квалифицировав ее в качестве убытков.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, требования охранной фирмы были удовлетворены. Суды опирались на вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие нарушение судебными приставами-исполнителями положений ст.

47 Закона об исполнительном производстве, которые исключают возможность продолжения исполнительного производства в отношении ликвидируемой организации и предписывают совершить действия по направлению исполнительного листа ликвидационной комиссии (ликвидатору) должника.

Окружной суд поддержал эти доводы, в связи с чем Управление ФССП обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила акты нижестоящих судов и отправила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

ВС РФ указал, что само по себе создание должником ликвидационной комиссии не свидетельствует о недостаточности имущества для проведения расчетов с кредиторами. Образование такой комиссии не может рассматриваться в качестве легального способа неисполнения вступившего в законную силу судебного решения или приводить к неоправданной задержке его исполнения.

Судебная коллегия полагает, что выводы о наличии причинно-следственной связи между действиями по исполнению вступившего в законную силу решения суда и возникшим состоянием банкротства сделаны без установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

Так, судами установлено, что списание денежных средств произошло до введения в отношении охранной организации первой процедуры банкротства и что финансовое положение общества «РТК Логистика», получившего денежные средства, не позволяет осуществить возврат полученного в конкурсную массу для справедливого распределения между кредиторами.

При этом, как указала коллегия, суды нижестоящих инстанций не исследовали вопрос о том, действовала ли Служба судебных приставов намеренно в ущерб кредиторам должника, выделив одного из них.

Не проверив указанные обстоятельства, суды сделали преждевременный вывод о том, что именно действия судебных приставов стали необходимой причиной образования убытков.

Комментируя определение Верховного Суда, адвокат, старший юрист антимонопольной практики и практики разрешения споров АБ «КИАП» Дмитрий Калиниченко отметил, что в настоящий момент судебная практика в подобных спорах основана на том, что судебный пристав-исполнитель не обязан проверять статус должника: находится он в процедуре банкротства или нет.

«Статья 47 Закона об исполнительном производстве лишь указывает, что судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в случае признания должника банкротом.

Таким образом, если судебный пристав-исполнитель располагал информацией о статусе должника, но производство не окончил, то в его действиях усматривается наличие причинно-следственной связи между образовавшимися убытками и противоправными действиями», – пояснил он.

В данном контексте Верховный Суд верно указал, что нижестоящие суды не выяснили все обстоятельства дела, необходимые для его разрешения, считает Дмитрий Калиниченко.

В частности, не был исследован вопрос о том, действовала ли Служба судебных приставов намеренно в ущерб кредиторам должника и располагала ли она в момент списания денежных средств информацией о фактической несостоятельности ликвидируемой охранной организации.

По его словам, в отсутствие представленных доказательств со стороны УФССП суды часто резюмируют намеренный характер действий судебных приставов-исполнителей. «Экономическая коллегия верно отметила, что в силу абз. 7 п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г.

№ 63 само по себе размещение на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в картотеке арбитражных дел информации о возбуждении дела о банкротстве должника не означает, что все кредиторы должны знать об этом. На стадии возбуждения исполнительного производства в силу ст.

31 Закона об исполнительном производстве  судебный пристав-исполнитель не обязан проверять статус должника, но в процессе розыска имущества и направления запроса о сведениях и счетах в налоговые органы может получить эту информацию», – рассказал Дмитрий Калиниченко.

Эксперт добавил, что рассмотренное определение ВС РФ важно для судебной практики, так как будет способствовать выработке единого подхода к определению обстоятельств, необходимых для правильного разрешения указанных споров».

Глава Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отметил, что должники часто пытаются уйти от исполнения решения суда путем подачи заявления о ликвидации или инициирования процедуры банкротства.

«Формально после начала действия данных процедур пристав должен был приостановить ведение производства и направить исполнительные листы ликвидатору или конкурсному управляющему, после чего можно уже было и не говорить о выплате долга перед взыскателями», – рассказал Вадим Супрун.

По его мнению, решение ВС РФ существенно сужает возможности недобросовестных должников по уходу от ответственности.

При этом Вадим Супрун особо отметил то, что Суд не стал заострять внимание на всех нарушениях порядка списания задолженности, придя к выводу, что решение суда должно быть исполнено «вне зависимости от того, образована ликвидационная комиссия либо нет», и одновременно указав, что «суды не исследовали вопрос о том, действовала ли Служба судебных приставов намеренно в ущерб кредиторам должника, выделив одного из них».

Согласно мнению партнера BMS Law Firm Дениса Фролова, Верховный Суд последовательно отстаивает правовую позицию, согласно которой взыскать убытки с Российской Федерации, причиненные в результате действий или бездействия ФССП, практически невозможно: «Взыскатель в данном случае поставлен в заведомо проигрышное положение».

 «Суды в подавляющем большинстве случаев отказывают в исках к ФССП. А немногие успешные для истцов судебные споры с государством отменяются Верховным Судом.

Механизм возмещения убытков, причиненных взыскателю неправомерными действиями (бездействием) ФССП, становится все больше теоретическим: предусмотренная законом возможность есть, но реализовать ее в первую очередь в связи со складывающейся судебной практикой крайне затруднительно», – заключил Денис Фролов.