Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Реестр недобросовестных поставщиков – ночной кошмар всех участников госзакупок. Попадание в этот список фактически лишает компанию возможности бороться за тендеры на 2 года.

Но как же уберечься от внесения в злачный реестр и что делать, если заказчик уже обратился в ФАС? В этой статье мы дадим развернутый ответ на все вытекающие вопросы!

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это чёрный список в мире госзакупок. В него попадают участники за несоблюдение правил подписания или исполнения контракта. Решения о внесении в реестр принимает ФАС – Федеральная антимонопольная служба, а публикуются данные в специальном разделе Единой информационной системы в сфере закупок.

За что можно попасть РНП

Существуют две основные причины:

1. Уклонение от заключения контракта.

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Уклонение является самым популярным билетом в мир недобросовестных поставщиков. Этот вариант подразумевает, что победитель тендера не выполнил одно или несколько обязательств после оглашения результатов. Признать участника уклонившимся можно по нескольким критериям, которые регулируются нашим любимым 44-ФЗ.

  • Вовремя не отправил обеспечение контракта или банковскую гарантию.
  • При действии антидемпинговых мер, не отправил увеличенное обеспечение или подтверждение своей добросовестности в установленный срок.
  • Вовремя не отправил подписанный контракт или протокол разногласий.

Как уже стало понятно из указанных признаков – есть определённый срок, за который участник должен выполнить все необходимые действия для заключения договора. Как правило, после получения проекта контракта со стороны заказчика, у исполнителя есть от 1 до 5 рабочих дней, в зависимости от типа размещения.

Причины «уклонения» встречаются достаточно разные и стоит их разделить на намеренные и ненамеренные:

  • Из первого типа, как пример, стоит отметить ситуацию, когда в ходе торгов произошли изменения на рынке. Если цена на требуемый предмет поставки выросла, то исполнять контракт становится крайне невыгодно. В таких ситуациях перед исполнителем разворачивается настоящая дилемма: что страшнее – выполнить все обязательства себе в убыток, или попасть в РНП и потерять обеспечение заявки.
  • Второй тип намного разнообразнее, поэтому приведем несколько популярнейших ситуаций: не работала торговая площадка или ЕИС; возникли проблемы с получением банковской гарантии; сломался компьютер; уведомление о отправленном заказчиком контракте попало в спам. Подобных причин может быть огромное количество, но далеко не все признаются ФАС-ом или судом уважительными. 

2. Существенное нарушение условий контракта.

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

В этом случае важно обратить внимание на формулировку – «существенное нарушение». Как можно догадаться, не каждое нарушение можно считать таковым. Определять степень доверено самому заказчику, так что если при исполнении вы допустили несколько мелких промашек – скорее всего отделаетесь уплатой пени.

Если же качество выполненных работ не отвечает условиям заказчика, или , например, задержка поставок происходит систематически – договориться вряд ли получится. В этом случае, горе-исполнителю грозит как Штраф за неисполнение контракта, так и попадание в злачный список.

При таком исходе есть два сценария развития событий:

  1. Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, после чего обратился в ФАС.
  2. Заказчик обращается в суд для расторжения контракта. После завершения процесса, судебное решение передается в ФАС и на его основании поставщика вносят в РНП.

Несмотря на то, что обе ситуации крайне неприятны, одна из них более лояльна к нарушителю.

В случае обращения в антимонопольную службу с судебным решением (если суд признал вину), шансов избежать попадания в реестр нет. При одностороннем расторжении, остаётся возможность оправдать себя на заседании комиссии.

Как избежать попадания в реестр

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Первый совет – делайте всё правильно

Внимательно изучайте документацию, чтобы в будущем не наткнуться на сюрпризы. Обращать внимание стоит на сроки проведения, подписания и исполнения контракта, на техническое задание, его нюансы и порядок исполнения.

  • Если досконально изучить все моменты и осознанно подать заявку на участие в тендере, то в случае победы не должно возникнуть мыслей об уклонении или неисполнении.
  • Второй совет – защищайте себя любыми способами
  • Если с первой рекомендацией что-то пошло не так, но вы никак не могли повлиять на ситуацию, то готовьтесь обороняться. 

Когда заседания комиссии ФАС не избежать, то лучше заранее подготовить доказательную базу своей невиновности. Скриншоты, логи действий на сайте, видеозаписи, справки, чеки, отчеты и так далее. Если причина, по которой заказчик обратился в антимонопольную службу, действительно была вам не подконтрольна, то от этих данных будет зависеть попадание в реестр.

В случае судебного расторжения контракта и внесения в РНП на основании заключения, избежать чёрного списка уже не получится. Однако есть способ выбраться из сложившейся ситуации. В течение трех месяцев с момента принятия решения в суде, можно обратиться в арбитражный суд для обжалования решения ФАС. Процесс, скажем так, непростой, но нередко суд встаёт на сторону участника закупок.

Третий совет – пробуйте договариваться

У заказчиков не стоит целью изгнать вас из госзакупок на 2 года. Чаще всего они просто перестраховываются, ведь в случае несвоевременного обращения в контролирующий орган, ответственного сотрудника оштрафуют на 20 000 рублей. 

Поэтому, если что-то идёт не по плану, возникают трудности или препятствующие обстоятельства, можно попробовать урегулировать ситуацию самостоятельно. Со стороны заказчика сидят точно такие же люди, поэтому если выйти на контакт, то можно договориться. 

При возникновения тотальных проблем, можно попросить заказчика расторгнуть Договор по соглашению сторон. Ситуация в хорошую мгновенно не превратиться, но попадания в РНП избежать удасться.

Что будет, если попасть в РНП

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Если коротко – ничего хорошего.

Начнем с того, что компания, находящаяся в реестре, фактически не может участвовать в госзакупках. Прямо о таком ограничении нигде не сказано, но в абсолютном большинстве закупок есть требование к участникам – отсутствие поставщика в РНП. 

Номинально этого никто не запрещает, но найти тендеры без вышеупомянутого требования – как иголку в стоге сена. Даже коммерческие закупки, чаще всего, содержат этот пункт. 

Если учредитель компании, внесенной в реестр, задумает переиграть систему и зарегистрировать новую компанию или пойти в госзакупки как предприниматель – то и тут ничего не выйдет.

В ЕИС сведения размещаются не только о юридическом лице, но и о учредителях. Соответственно, при попытке провернуть такую рокировку результат будет неутешительным.

Помимо всего перечисленного, компанию также ждут пени, штрафы, потеря обеспечений заявки или контракта, взыскание убытков заказчика и сведения о недобросовестности компании в открытом доступе. 

Выводы

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Закрепляем всё вышесказанное:

Реестр недобросовестных поставщиков – не лучшее место для вашей компании. Попадание в него практически полностью ограничивает участие в тендерах. Попасть в список можно не заключив контракт после победы или выполнив его плохо. 

В случае обращения заказчика в ФАС и даже при попадании в реестр – шансы выйти сухим есть. Готовьтесь отстаивать свою позицию на комиссии контролирующего органа или в суде, а лучше обращайтесь в Тендерплан!

Наши специалисты помогут оценить ситуацию и выстроить работу по защите ваших интересов!

Но самый лучший вариант – это внимательно все изучать, следить за всем, до чего дотягиваются руки, грамотно оценивать свои возможности и исполнять контракты без конфликтов.

Основания для внесения в РНП в 2021 году | Контур.Закупки

В правилах внесения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) участников госзакупок в последнее время появились исключения. Заказчик должен понимать, что не всегда антимонопольная служба (ФАС) признаёт поставщика недобросовестным. Рассмотрим подробнее основания для внесения в РНП.

Непредоставление обеспечения контракта, неподписание контракта на ЭТП

Обязанности заказчика и участника

В любом электронном аукционе для победителя закупки заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта. Практически всегда есть риск, что победитель не предоставит вовремя требуемое обеспечение и контракт не будет заключён.

Тогда ЭТП не даст участнику подписать договор, пока поставщик не прикрепит обеспечение в карточку контракта на площадке.

Для этого нужно предоставить на ЭТП платёжное поручение на требуемую в документах сумму либо скан-копию банковской гарантии.

Срок и причина признания участника уклонившимся

Если за 5 дней участник не прикрепит необходимые документы к карточке контракта на электронной площадке и не подпишет контракт, он автоматически считается уклонившимся от заключения договора.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Читайте также:  Сдала в ломбард золото: в договоре есть такая фраза В случае утраты имущества, находящего в залоге

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Когда факт уклонения засвидетельствован, заказчик должен не позднее 1-го рабочего дня составить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.

После заказчик вносит победителя в РНП. Для этого ему необходимо в течение 3-х рабочих дней подать обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но, как показывает практика, ФАС не всегда вносит такого участника в РНП.

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Когда заказчик обязан включить участника в РНП по итогам конкурентной электронной закупки

Несоответствие обеспечения контракта требованиям по документации

Как проверяется обеспечение исполнения

Для обеспечения исполнения контракта участник предоставляет один из документов:

  • 1) копию платежного поручения о переводе денег на счет заказчика;
  • 2) скан-копию банковской гарантии.

В первом случае заказчик должен убедиться, что средства поступили в полном объёме на счёт. Если в момент подписания контракта на ЭТП отсутствуют средства на счёте, заказчик обязан признать поставщика уклонившимся.

Срок действия банковской гарантии на исполнение контракта

Во втором случае заказчик должен проверить сумму, обязанности сторон, сроки, номер и предмет закупки.

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Способы проверки обеспечения исполнения контракта до его заключения

Протокол отказа от заключения контракта

Часто сумма, поступившая на счёт, и сумма в приложенном платёжном поручении не совпадают. Учитывайте сумму на счёте: она должна совпадать с суммой, указанной в документах контракта.

Обязательно проверяйте это перед подписанием договора.

Если предоставлен скан банковской гарантии, помимо суммы, нужно проверить номер и предмет закупки, срок действия гарантии и условия по обеспечению средств.

Когда хотя бы один фактор не совпадает с закупкой, принимать гарантию нельзя.

Заказчику стоит составить протокол отказа от заключения контракта и опубликовать его на ЭТП.

Расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке и внесение участника в РНП

Причины расторжения контакта заказчиком

При неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке.

Тогда заказчик обязан направить уведомление поставщику об одностороннем отказе от исполнения контракта. У поставщика будет 10 дней, чтобы исправить недочёты, иначе контракт будет расторгнут (ч. 13 ст.

95 Закона № 44-ФЗ) и заказчик направит сведения об участнике в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если же поставщик исправит недочёты, решение о расторжении в одностороннем порядке из ЕИС аннулируется и контракт продолжит исполняться.

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта

Решение об одностороннем отказе

Решение об одностороннем расторжении контракта заказчик может принять, если сроки по контракту существенно нарушены либо недопоставлен товар.

Подобное решение можно принять и сразу после заключения контракта, если, к примеру, подрядчик не начинает выполнять работы на объекте.

Исполнитель может ссылаться на отсутствие товара на складе либо на выявление скрытых работ на объекте, которые делают для него данный контракт невыгодным.

В подобной ситуации заказчик должен расторгнуть контракт, так как изменять условия по заключённому контракту можно только по ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а заменить товар можно только на улучшенный.

5 популярных вопросов про приёмку работ по контракту

Фас разъяснила, когда включать участника закупки в рнп

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

ФАС ответила на частые запросы от территориальных органов о включении исполнителей контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. Ведомство пояснило, в каком случае односторонний отказ от контракта мотивирован, что делать поставщику, чтобы не попасть в реестр и как ответит заказчик за противоправные действия.

Когда можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Закон предусматривает расторжение контракта в одностороннем порядке только согласно частям 8 и 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Также допустимо расторгнуть сделку, если условия контракта существенно нарушили.

В случае одностороннего отказа от исполнения контракта заказчик за три рабочих дня с даты расторжения направляет в контролирующий орган обоснование причин отказа. Причины расторжения можно обосновать документами:

  • заключение экспертизы;
  • акты приемки, которые составили с участием поставщика;
  • товаросопроводительные документы;
  • решения и предписания контролирующего органа;
  • претензионная переписка;
  • другой документ, который фиксирует факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Обоснование направляют в письменной форме. Заказчик уточняет информацию:

  • наименование, фирменное наименование;
  • местонахождение – для юридического лица;
  • Ф. И. О. физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • Ф. И. О. учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов;
  • даты проведения и подведение итогов закупочных процедур, если победитель уклонился от заключения;
  • дата, когда закупку признали несостоявшейся;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок исполнения;
  • идентификационный код закупки;
  • основания и дата расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика;
  • дата, когда информацию внесли в реестр недобросовестных поставщиков.

Как поставщику защитить свои интересы

Например, заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке. Исполнитель может попасть в РНП. Чтобы избежать реестра, поставщику необходимо представить документы, которые свидетельствуют о надлежащем исполнении обязательств.

Контрольный орган изучает все обстоятельства дела, документы и доказательства, которые представили заказчик и исполнитель. В итоге принимает решение, следует включить поставщика в реестр или нет.

Сведения о поставщике не включат в РНП, если оснований для расторжения и неисполнения контракта нет. Материалы дела направят в органы финансового контроля. В этом случае заказчик нарушил положения Закона № 44-ФЗ и обязан заплатить штраф: 50 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. – для юридических (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ).

Также ведомство прикладывает схему типовых ситуаций, с которыми сталкиваются в работе территориальные органы ФАС.

Включить в реестр Не включать в реестр
  • Ненадлежащее качество исполнения контракта подтвердили
  • Поставщик не представил необходимые сопроводительные документы
  • Существенно нарушили срок исполнения обязательств по контракту
  1. Сроки исполнения контракта еще не наступили
  2. Качество товара и исполнение услуг подтвердили
  3. Заказчик изменил требования при исполнении
  4. Сроки исполнения соблюдены
  5. Заказчик не исполнил встречные обязательства
  6. Надлежащему исполнению препятствуют обстоятельства, которые возникли по вине заказчика

Письмо ФАС от 12.03.2019 № ИА/18794/19

Еще по теме:Когда и какую информацию направляют в реестр недобросовестных поставщиковКогда ФАС откажет включать поставщика в РНПОбращение в ФАС включить поставщика в РНП (победитель уклонился от контракта)

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Причины включения в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44‑ФЗ

Вносить ли в реестр недобрасовесных поставщеков

Казалось бы, все идет хорошо: компания одержала долгожданную победу в конкурентной процедуре и готовится выполнить заказ. Но если не соблюсти условия подписания госконтракта, итог может быть неутешителен — заказчик обязан направить информацию об «уклоняющемся» участнике в федеральную антимонопольную службу. После рассмотрения ситуации ФАС может принять решение внести поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. Какие факторы могут  препятствовать заключению госконтракта?

Собственное решение участника. Так случается, когда с момента подачи заявки до выигрыша рентабельность контракта существенно снизилась.

В этом случае поставщик сам выбирает меньшее из двух зол: выполнить контракт с финансовыми потерями, но сохранить статус добросовестного поставщика или на два года лишиться возможности участвовать в большинстве госзакупок и потерять обеспечение заявки (при участии в электронном аукционе или конкурсе).

Технический сбой.

Бывает и так, что после победы в электронном аукционе поставщик готов подписать контракт, но в последний момент не может этого сделать из-за отключения электричества в офисе или технического сбоя на ЭТП, где проводилась закупка.

Если собрать доказательства, что эти проблемы действительно были, попадания в реестр удастся избежать. С 2020 года доказать свою правоту поможет плагин Независимый регистратор, который фиксирует все действия ЭТП и поставщика.

Несоблюдение сроков подписания контракта. Срок, в который поставщик обязан подписать госконтракт, оговорен в 44-ФЗ. Например, для электронного аукциона он составляет 5 дней с момента получения проекта контракта. Важно то, что контракт заключается после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Часто причиной несоблюдения сроков становится именно невозможность быстро оформить банковскую гарантию — популярный вид обеспечения. Чтобы предотвратить эту ситуацию, в первую очередь поставщику стоит заранее уточнить, входит ли обслуживающий его фирму банк в список финансовых организаций, имеющих право выдавать гарантию по 44-ФЗ.

Если нет, узнать условия получения гарантии в другом банке и, при необходимости, заранее их выполнить (например, открыть в нем счет или собрать пакет документов). Во-вторых, оформлять гарантию в электронном виде. Процесс в этом случае может занять всего 1 рабочий день, а при последующих обращениях в тот же банк — несколько часов.

Причины включения в РНП при выполнении контракта

Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков — нарушение исполнителем обязательств по уже заключенному контракту.

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, заказчик может его расторгнуть по решению суда или в одностороннем порядке (такое условие должно быть прописано в контракте).

Если суд установит, что исполнитель нарушил условия подписанного контракта, избежать включения в реестр практически невозможно.

Вывод тут один — на этапе подачи заявки и подписания контракта внимательно изучать требования заказчика к срокам, объему и качеству товаров и услуг. Это существенные условия контракта, которые нельзя поменять. 

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Читайте также:  Законно ли увольнение: я являюсь начальником юридического отдела в бюджетном учреждении не имея высшего

Задать вопрос эксперту

Недобросовестный поставщик: основания для признания и включения в реестр

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ
  • Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  • Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ
  • Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным
  • Обновление правил включения в РНП в 2020 году
  • Последствия для недобросовестного поставщика после попадания в РНП
  • Проверка, является ли потенциальный поставщик недобросовестным
  • 5 оснований для оспаривания статуса «недобросовестный поставщик»

Под понятие «недобросовестный поставщик» попадают те предприниматели, которые не выполняют взятые на себя обязательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Получение такого «статуса» возможно только на основании решения суда, после чего контрагент попадает в Реестр недобросовестных поставщиков.

Предприниматель, вошедший в этот своеобразный черный список, лишается возможности участвовать в закупочной деятельности в течение 2 лет.

Перечень оснований для признания недобросовестным поставщиком достаточно обширен, поскольку к этим контрагентам применяются весьма жесткие требования. Однако нельзя не отметить, что возможно признание решения суда необоснованным. В этой статье мы разберем, как можно отменить решение суда и как вообще не попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ

В законе о госзакупках 44-ФЗ содержится такое понятие, как недобросовестный поставщик.

Это субъект, уклонившийся от подписания контракта либо нарушивший условия его исполнения. В последнем случае договор расторгается по инициативе заказчика в одностороннем порядке либо по решению суда. Для экономических агентов, признанных недобросовестными поставщиками, предусмотрен особый список – реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Субъект может попасть в реестр еще до заключения контракта, если он:

  • признан победителем конкурентной процедуры, но уклонился от подписания договора. Заказчик заключает сделку с участником, занявшем второе место;
  • является единственным поставщиком в соответствии с требованиями 44-ФЗ, но уклонился от подписания договора.

Факт уклонения от подписания контракта признается при следующих условиях:

  • в положенный законом срок поставщик не подписал проект контракта;
  • заказчику не переданы все экземпляры контракта;
  • не выполнено условие по обеспечению исполнения контракта.

Если договор подписан и начата его реализация, то исполнитель может быть признан недобросовестным поставщиком услуг, работ, товаров при следующих условиях:

  1. Не выполняются существенные положения контракта, который расторгается по решению суда на основании искового заявления заказчика.
  2. Не выполняются существенные положения контракта, и в связи с этим заказчик в одностороннем порядке отказывается продолжать отношения. В частности, если подрядчик затянул сроки начала работ, предусмотренные договором.

Важно! По факту прекращения договорных отношений заказчиком может быть инициирован судебный процесс, в ходе которого стороны приходят к мировому соглашению, либо при разбирательстве устанавливаются обстоятельства, не содержащие вины исполнителя, хотя и явившиеся причиной нарушения условий контракта. Подобное развитие событий не является поводом признать подрядчика недобросовестным поставщиком по 44-ФЗ.

Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В реестр недобросовестных поставщиков заносится информация об экономических агентах, которые, будучи участниками государственных закупок, либо уклонились от подписания контракта, либо не выполнили условия договора при отсутствии уважительных причин.

В законе 44-ФЗ содержатся требования относительно того, в каком объеме в реестр должны заноситься сведения о недобросовестных поставщиках работ, услуг и товаров:

  1. Полное наименование юридического лица или Ф. И. О. физического.
  2. ИНН экономического агента или аналогичный документ для иностранного субъекта.
  3. Ф. И. О. или наименования юридических лиц – учредителей организации с указанием их ИНН. Для иностранных учредителей предоставляется информация по документам – аналогам ИНН.
  4. Даты:
    • — проведения аукциона в электронной форме;
    • — размещения результатов открытого конкурса либо публикации итогов конкурса с ограниченным участием;
    • — обнародования итогов двухэтапного конкурса;
    • — проведения процедуры запроса котировок или запроса предложений.
    • То есть должна быть предоставлена информация по тем конкурентным процедурам, в которых участвовал данный субъект и в последующем проявил себя как недобросовестный поставщик.
  5. Предмет договора.
  6. Стоимость сделки.
  7. Окончательная дата исполнения обязательств по контракту.
  8. Дата прекращения договорных отношений. Она устанавливается в соответствии с решением суда либо на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
  9. Причины, по которым был расторгнут контракт.
  10. Дата занесения сведений о недобросовестном поставщике в реестр.

РНП ведется с целью улучшить качество проведения государственных и муниципальных закупок и не допустить в эту сферу экономических агентов, имеющих негативную репутацию и не исполняющих должным образом свои обязательства.

В реестре отражается информация не только о наименовании организации, но и персонально о ее руководителях и учредителях, поэтому эти лица фактически лишаются доступа к тендерным процедурам, даже выступая от имени другой компании.

Если же сведения об экономическом агенте отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, определение его надежности лишь по этому признаку будет не совсем корректным, потому что, возможно, субъект ранее никогда не имел отношения к госзакупкам либо не выигрывал тендеры.

Обратите внимание! В РНП информация заносится сроком на два года. После этого все сведения из базы удаляются.

Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ также регламентирует порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Помимо положения этого нормативного акта, заказчики, передавая в ФАС РФ информацию и документы о недобросовестных поставщиках – своих контрагентах, должны руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

Субъекты, реализующие закупки на основании 223-ФЗ, в своих требованиях к участникам вправе указать, что потенциальные поставщики не должны значиться в РНП как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Прежде чем занести информацию об экономическом агенте в РНП, компетентные органы должны ознакомиться с документацией о закупке и Положением, на основании которого действует заказчик.

Участники закупок обязаны подписывать договор, если они становятся победителями конкурентных процедур (конкурс, аукцион и т. п.).

Во всех прочих случаях – выбор поставщика через запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п. – такой обязанности не возникает.

Если в ходе исполнения контракта стороны приходят к необходимости прекратить отношения и расторгают договор, не обращаясь в суд, то поставщик не может быть признан недобросовестным.

В соответствии с Постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012 в реестр по 223-ФЗ вносится следующая информация:

  • Дата занесения информации в реестр и номер записи.
  • Наименование органа, который внес информацию о недобросовестном поставщике в реестр.
  • Наименование юридического лица либо ИП, который признан недобросовестным поставщиком на основании факта уклонения от подписания контракта или при наличии судебного решения о расторжении договора по вине данного исполнителя.
  • Юридический адрес организации либо адрес регистрации физического лица. Эта информация заносится в полной форме: страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса (или квартиры физического лица).
  • ИНН в соответствии с документами, выданными налоговой службой. Для иностранцев заносится информация, являющаяся аналогом налогового номера на территории их стран.
  • Дата события, повлекшего обязательства для потенциального поставщика, которые были им в дальнейшем нарушены. Это может быть: подведение итогов конкурентной процедуры, по результатам которой субъект был признан победителем и уклонился от подписания контракта; признание закупки несостоявшейся, когда единственный поставщик уклонился от заключения контракта (при наличии таких обязательств для него); подписание договора, который впоследствии был нарушен (в этом случае указываются реквизиты документа, удостоверяющего факт неисполнения обязательств по контракту).
  • Данные о контракте: объект закупки; код ОКПД 2 (коды должны быть представлены в полном формате, то есть по каждому ТРУ необходимо указать раздел, класс и подкласс, группу и подгруппу, категорию и подкатегорию); валюта договора и ее код; окончательная дата поставки.
  • Дата прекращения отношений по контракту. Необходимо прописать причины, по которым договор был расторгнут, и реквизиты официального документа, явившегося основанием для прекращения договорных отношений (в частности, судебное решение).

Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным

jpg»>

Если в ходе закупки возникают нарушения правил взаимодействия со стороны потенциального поставщика, достаточные, чтобы признать его недобросовестным, заказчик оформляет заявление по данному факту и направляет его в территориальную антимонопольную службу.

Инициатор закупки должен подробно в нем изложить все обстоятельства взаимоотношений, указать даты и суть конкретных действий, на основании которых он требует признать контрагента недобросовестным поставщиком. Определение степени вины должно быть основано на положениях закупочной документации.

Читайте также:  Долевое участие: я являюсь директором ООО у меня 50% и у моего партнера тоже 50% у нас

К заявлению прилагаются документы, оформленные в ходе закупки, в том числе итоговый протокол. В самом тексте должны содержаться следующие сведения:

  • наименование поставщика, нарушившего условия закупки или контракта;
  • дата проведения закупочной процедуры (торгов).

Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ установлены разные сроки для передачи заказчиком заявления в антимонопольную службу.

Для 44-ФЗ Для 223-ФЗ
  • 3 рабочих дня после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место.
  • 5 рабочих дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 3 рабочих дня с момента вынесения судебного решения о расторжении договора либо с даты одностороннего отказа заказчика.
  • 30 календарных дней после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место, или с конечной даты подписания контракта, установленной в закупочной документации.
  • 30 календарных дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 10 рабочих дней с момента вынесения судебного решения о расторжении договора.

Вся система государственных закупок нацелена на их максимальную эффективность. Для этого предусмотрен жесткий регламент, способный в том числе отсеять безответственных поставщиков, не соблюдающих условия закупок.

Поэтому о нарушениях со стороны участника заказчик обязан направлять информацию в ФАС.

Если при рассмотрении дела подтверждаются факты неисполнения обязательств поставщиком, то он заносится в реестр, и эта информация становится доступной для других государственных структур и организации.

Реестр недобросовестных поставщиков: как в него не попасть и как добиться исключения

Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

  1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
  2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
  3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
  4. Дату внесения в РНП.

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Подробнее об основаниях включения в РНП

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Уклонение от заключения контракта

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Последствия включения в РНП

Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

  1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
  4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

Порядок исключения из РНП

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *